Как Мосфильм доит советских коров копирайта

отметили
35
человек
в архиве
Как Мосфильм доит советских коров копирайта
Фильмы «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «Любовь и голуби» и «Иван Васильевич», шедевры советского кино, попали со всем шлаком в «копирайтный блеклист» по антипиратскому закону. Успех этих фильмов никогда не сможет повторить ни один современный высокобюджетный блокбастер. Однако как вообще понимать подобный ход от Мосфильма?

Два дня мне звонили с разных каналов с просьбой прокомментировать ситуацию. «Вестям» я ответил, что это — очередной яркий пример работы идиотов, не понимающих к чему ведут принимаемые ими законы (конечно это в эфир не попало). Определение Мосгорсуда от 28 ноября 2013 — это плод антинародного №187-ФЗ и иных положений законов об авторском праве.

Заблокировать советские киношедевры у пиратов и заставить всех идти на портал Мосфильма! Это гениальная бизнес идея Шахназарова как победить пиратство на советские фильмы в сети? Или все-таки очередной блек ПиАр нового портала ФГУПа мосфильм.ру? Отдавая поручения своим юристам, не мог же Карен Георгиевич искренне верить, что он тем самым победит нелицензионное распространение в интернетах фильмов Гайдая и Меньшова? Вполне очевидно, что принятым решением МосГорШтампа ни один пользователь, который хочет скачать эти фильмы в сети, не обломается. Не хитрым поиском я без труда за 5 минут нашел «Кавказскую пленницу» и на Рутрекере, и на Оупеншаринге, и в Вконтакте а также на Фастторренте, Мегашаре, Рапидзоне, Стримзоне и уверен, что они найдутся еще на сотне, а то и тысяче других ресурсов. Легче посчитать ориентированные на видеоконтент сайты, на которых этих фильмов нет.

Так что указанное заявление, вполне понятно, — это отличная ПиАр кампания для Мосфильма, чтобы повысить трафик на свой он-лайн сервис. Но кампания эта заставила многих еще раз с настороженностью обратить внимание на существующие законы РФ о копирайте.

Это заставило и меня копнуть глубже и дать понятную всем картину как «Мосфильм» оприходовал себе фильмы великого советского режиссера, и сейчас выжимает из них последние соки. Многие наивно полагают, что эти фильмы – часть общественного достояния, доставшегося нам от СССР, но это не так. Советское наследие культуры – это самая темная часть прошедшей приватизации, а так как фильмы и музыка советского периода с точки зрения права рассматриваются как «интеллектуальная собственность», то собственность эта имеет и своего конкретного хозяина.

В отношении кинофонда Мосфильма хозяином выступает правопреемник в лице ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм», созданное в сентябре 2002 г. Формально, учредителем Мосфильма является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Добавил suare suare 13 Декабря 2013
Комментарии участников:
suare
0
suare, 13 Декабря 2013 , url
Теперь об авторских правах. Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия младшей дочерью короля Генри первого Статута об авторском праве 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя.

Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности, так как все по умолчанию принадлежало пролетариям. Но все изменилось за несколько десятилетий. Коллективная собственность народа канула в лету, появилась новая страна с новыми законами, а все, что представляло хоть какую-то ценность, быстро поделили между правопреемниками.

В 1993 г. приняли ФЗ «об авторском праве». Затем в 2006 г. приняли новый Гражданский кодекс, а в Федеральном законе Российской Федерации от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» задним числом продлили срок охраны исключительных прав на советский репертуар. Таким образом, в отношении почти всех культурных достояний советского прошлого было установлено правило, согласно которому в случае, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенции) не окончился к 1 января 1993 года, то авторское право подлежит охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как это установлено в 4-ой части ГК РФ).

А авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.
Эта статья Вводного закона к ГК и стала причиной того, что считающиеся общественным достоянием советского периода фильмы оказались внезапно закопирайчены.
Я обратился к кинопоиску, чтобы понять, когда фильмы Гайдая и Меньшова станут общественным достоянием. И вот что получилось:

Фильм — Премьера — Срок действия исключительных прав до

«Москва слезам не верит» — 1980г. — 2050 г.
«Кавказская пленница или новые приключения Шурика» — 1967 г. — 2037 г.
«Любовь и голуби» — 1985 г. — 2055 г.
«Иван Васильевич меняет профессию» — 1973 г. — 2043 г.

Очевидно, ситуация могла быть совсем иной, если бы в 2006 г., когда принимали вводный закон к Гражданскому кодексу, установили, что применяется советский срок охраны имущественных авторских прав на созданные до 1993 г произведения, он составляет всю жизнь автора +25 лет после смерти (в случае, если авторские права принадлежат гражданам), и в течение 25 лет с момента публикации произведений (в случае, если авторские права принадлежат киностудии).

Тогда бы под режим общественного достояние как минимум попал бы фильм «Кавказская пленница». Ну а другие произведения могли бы в ближайшее время выпасть из под монополии копирайта и стать подлинным достоянием народа. Хотя даже эти сроки вряд ли казались бы справедливыми для общества, ведь все эти фильмы создавались за счет денег Госкино, который напрямую финансировался из госбюджета.
suare
0
suare, 13 Декабря 2013 , url
источник: habr.habrastorage.org

«Корова – государственная, а все, что она даёт – молоко или телят – это уже наше!»
Andronid
0
Andronid, 13 Декабря 2013 , url
Зная о том, что творится на МФ не понаслышке, могу сказать кратко — в статье много вранья и передергивания. Не стоит ее читать и верить всему, что там написано.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать