![Рынок жилья может обвалиться уже следующим летом]()
По мнению председателя экспертного совета компании "Финам" Сергея Хестанова, ситуация на московском рынке недвижимости напоминает ту, которая сложилась в Японии в 1991 году. "В 1990 году цены там поднялись в два раза, что подхлестнуло потребителей, в частности людей, которые еще раздумывали, покупать или не покупать", — рассказывает эксперт. В этот период активизировались банки, запустившие множество ипотечных программ, в том числе с минимальным первоначальным взносом. В результате кредиты, казалось бы, стали доступны самым широким слоям населения, что, в свою очередь, подхлестнуло рост цен на жилье.
"Но никакой рынок не может расти до бесконечности: после подъема обязательно наступит спад", — продолжает Хестанов. По его словам, когда в Японии снизились темпы роста экономики и уровень доходов населения, многие потребители уже не могли выплачивать взносы по кредитам. "Банки стали изымать квартиры у неплательщиков и выставлять их на продажу. Вдобавок люди начали избавляться от инвестиционных квартир, что в совокупности привело к снижению цен", — говорит эксперт. В тяжелом положении оказались не только граждане, но и банки, кредитовавшие клиентов под залог недвижимости: многие из них были близки к разорению.
"Трудно представить, чем все это могло бы закончиться, если бы не вмешался Центробанк Японии, который снизил ставку рефинансирования до 0,15% в год при реальной инфляции 2% годовых, — продолжает Хестанов. — Беспрецедентный случай — никогда и нигде в мире такого не было».
В итоге, по словам Хестанова, банковский сектор Японии, пережив несколько слияний, выжил, а строительную индустрию и рынок недвижимости поразил кризис: "Цены снова упали вдвое, сильно снизились объемы строительства и серьезно уменьшился потребительский спрос. А для западных компаний, у которых норма прибыли невелика, снижение цен в два раза — катастрофа". Чтобы полностью восстановиться, строительному рынку Страны восходящего солнца понадобилось 15 лет.
Добавил
Cedrus 15 Октября 2006
проблема (2)