Комментарии участников:
Кино не по-американски
Параллельно сети продолжают резать расходы. Так, примерно две трети как федеральных, так и региональных компаний прибегли в этом году к сокращению рядового персонала — кассиров, контролеров и так далее.
По словам предпринимателей, необходимости в прежней численности давно нет. «Сейчас 50-70% билетов в зависимости от кинотеатра покупают онлайн, и эта цифра постоянно растет», – говорят в сети «Каро-фильм».
В ее кинотеатрах «живых кассиров» уже не осталось вовсе — их заменили терминалы самообслуживания. «Мы внедрили киоски по всей сети. Те, кто хочет покупать билеты по-старинке, может сделать это в кинобаре», – говорят в компании.
Сеть «Формула кино», где в Интернете покупают около 15% билетов, от живых кассиров пока отказываться не собирается, однако в ТРЦ «Галерея» им уже «помогают» терминалы для покупки и распечатки билетов. В дальнейшем планируется внедрение и в других залах.
Также крупнейшие киносети оптимизируют штат контролеров. Если раньше проверяющий билеты стоял у каждого зала, то теперь обслуживают несколько или сразу все.
«Сотрудники стоят там, где удобнее контролировать сразу несколько потоков гостей. Такие точки в кинотеатрах организованы в зависимости от расположения залов», – говорят в «Формуле кино». Такого же подхода придерживается и «Каро», однако в компании подчеркивают, что меньшее число пунктов проверки удобнее и для самих гостей.
Но проверка билета на проходе к залам вовсе не означает перехода к американской модели, когда, заплатив за вход, посетитель может посмотреть несколько сеансов, перемещаясь из зала в зал. «Такой переход невозможен. Проход в залы согласно билетам на конкретные сеансы контролируют сотрудники кинотеатров», – говорят в «Формуле кино».
Однако киносети признают, что небольшая часть зрителей все же стала пользоваться открывшейся возможностью. Но потери от таких предприимчивых клиентов минимальны. В отличие от США, на билете в наших сетях по-прежнему указывается конкретное место и ряд, что делает проблематичным просмотр наиболее кассовых фильмов.
Антикризисный блокбастер
Если сокращением штата киносети начали заниматься еще в прошлом году, то в этом выросла доля тех, кто вынужден прибегать к другим мерам (с 4% в 2014 году до 34% в 2015-м), говорят в Nevafilm Research.
Среди таких мер участники рынка называют сокращение часов работы кинотеатра и исключение нерентабельных сеансов из репертуарного плана.
При этом, по их словам, в кризис наблюдается рост спроса на западные блокбастеры. О смещении интереса к ним от других фильмов сообщили 76% киносетей, опрошенных Nevafilm Research.
А вот посещаемость российских фильмов находится по-прежнему на низком уровне. Доля билетов, проданных на отечественные фильмы по итогам 10 месяцев 2015 года, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», достигла 17,3% от общего числа. Причем такой результат достигнут преимущественно за счет результатов показа в кинозалах федеральных сетей, тогда как небольшие игроки рынка не могут похвастаться таким процентом, заключают в Nevafilm Research.
Галина Бояркова