Комментарии участников:
Аудиторные потери понес развлекательный канал «Перец» (–17%), семейный СТС (–14%) и НТВ (–11%). Ухудшили свои показатели «ТВ Центр», ТНТ и ТВ3, у «Первого канала» динамика нулевая.
— За последний телесезон доля новостей выросла впервые после кризиса 2008 года, — говорят в Initiative. — Новости заменили фильмы, доля которых снижалась в долгосрочном периоде. Рост развлекательных передач остановился.
Аудиторный сдвиг канала «Россия 24» обусловлен растущим интересом российских телезрителей к новостным программам. Это же объясняет неудачу «Культуры» в новом сезоне.
— Падение связано с общими тенденциями изменения телевизионной аудитории, — пояснили «Известиям» на телеканале «Культура». — Кроме того, зрители пристально следили за политической ситуацией, выбирая соответствующие программы.
Как писали «Известия», с марта 2014 года россияне стали тратить на просмотр теленовостей в два раза больше, чем обычно, — в среднем 52–54 минуты в сутки. Эксперты связывают это с интересом россиян к теме Крыма и украинского кризиса в целом. Именно в феврале-марте суточный аудиторный охват федеральных каналов — «Первого канала», «России 1», «России 24», НТВ, «ТВ Центра», РЕН ТВ, «Пятого канала», Euronews и телеканала «Звезда» — достиг своего пика за два года. Но в сентябре среднесуточные охваты аудитории снизились практически у всех каналов.
Среди новостных каналов самый существенный прирост по аудитории и времени просмотра у телеканала LifeNews, который медиаагентства не относят к федеральным телеканалам. Согласно последним данным TNS, телеканал, запущенный в сентябре 2013 года, вышел к августу 2014 года на третье место (после «России 24» и РБК-ТВ) по охвату аудитории и на второе место (после «России 24») по среднесуточному времени просмотра. По подсчетам TNS, зрители в среднем смотрели LifeNews 31 минуту в день, «Дождь» — 21 минуту, а канал РБК — около 20. У «Россия 24» — 50,4 минуты.
— Наш телеканал хорошо зарекомендовал себя в освещении конфликта на Украине и событий, вызывавших наибольший интерес зрителей. Будь то майдан в Киеве, «вежливые люди» в Крыму, референдум на полуострове и, наконец, столкновения на юго-востоке Украины между силами ополчения и армии Украины — везде наши группы показывали события в прямом эфире. Именно оперативность и эксклюзивные сюжеты, на мой взгляд, и позволили каналу так хорошо стартовать и быстро набрать аудиторию. Причем весьма лояльную — об этом говорит среднесуточное время просмотра. Это позволило нам всего за год обогнать по цифрам телеканал «Дождь» и РБК-ТВ, — говорит главный редактор телеканала LifeNews Анатолий Сулейманов.
По мнению экспертов, появление нового игрока стимулировало и остальных работать более оперативно.
— LifeNews смог изменить расстановку на медийном поле и всего за год заставил считаться с собой не только кабельные или неэфирные каналы, но даже федеральные. Знаю, что после запуска LifeNews руководство крупных телеканалов заставило пересмотреть свою работу сотрудников новостных редакций. То, как канал показывал события с Украины, — образец оперативности, — признал топ-менеджер крупного федерального канала.
Новости заменяют кино и развлечения
Советник гендиректора ВГТРК Виктория Арутюнова отмечает, что федеральные каналы наращивают рейтинги за счет новостного контента и общественно-политических шоу, обсуждающих события в стране и мире. Так, самыми популярными на канале «Россия 1» являются передача «Вести недели» с Дмитрием Киселевым и ток-шоу с Владимиром Соловьевым «Поединок» и «Вечер».
— Это свидетельствует о том, что люди не хотят развлекаться, они хотят ориентироваться в том, что происходит в мире, — говорит Арутюнова.
Сейчас половина контента эфирных каналов — это кино, 21% — развлекательные передачи, а 17% — новости. Еще в сентябре 2012-го — июне 2013-го картина была несколько иной: кино отводилось 55%, развлекательным программам — 22%, а новостным — всего 11% эфира. Другими словами, новости «съели» часть киноэфира.
В этом сезоне главные конкуренты «Россия 1» и «Первый канал» практически остановились в росте рейтинга. Доля «Первого канала» в сентябре составила 14%, как и в прошлом году, «России 1» потяжелела на 2%, до 12%. При этом их охваты аудитории похудели. Так в сентябре 2013 года, по данным TNS Russia, хотя бы минуту в сутки «Первый канал» смотрело 27,5 млн человек, сейчас — на миллион человек меньше. Аналогичная ситуация и у «России 1». Среднесуточный охват в прошлом сентябре составил 25,4 млн человек, в этом — 24,6 млн.
В отличие от каналов ВГТРК рейтинг «Первого канала» прирастает за счет развлекательных шоу. В сентябре «Первый канал» запустил более десятка премьер, в том числе и аналитические передачи («Толстой. Воскресенье», например), и несколько сериалов, однако наибольший рейтинг имеет музыкальный проект «Голос». Вслед за «Первым» вокальные проекты запустили «Россия 1» («Артист») и НТВ («Хочу к Меладзе»).
Существенное увеличение рейтинга продемонстрировал только один развлекательный эфирный канал — «Пятница», на 28%. Доля канала в сентябре относительно прошлого года подросла на треть, до 2,2%. Причем прирост обеспечила взрослая аудитория, не являющаяся целевой для телеканала. Среди активов «СТС Медиа» подрос только рейтинг «Домашний», но незначительно — на 2%. Больше всего зрителей на этом канале собирают сериалы «Великолепный век» и «Восточные ночи». Принадлежащий холдингу «Перец» потерял 17% (в этом сезоне у канала практически не было премьер), а флагманский канал СТС — 14%, в новом сезоне он запустил сериалы «Семейный бизнес», «Анжелика» и новый сезон «Восьмидесятых».
Аудиторные потери развлекательных каналов отнюдь не означают потерь рекламодателя для канала, поясняет гендиректор крупной компании-продавца рекламы «Алькасар» (продает рекламу на каналах НТВ, ТНТ, «ТВ Центр» и «Звезда») Алексей Южанов.
— Рекламодатель — заложник своей целевой аудитории. Развлекательные каналы генерируют самые востребованные аудитории, например молодых женщин, — следовательно, говорить о том, что эти каналы пострадали, неправильно. Некоторое снижение в одном месяце может быть скомпенсировано в последующих, — говорит он.