![Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей: Сталин - лучший рекламный агент современной России]()
— Сталин — лучший византийский император, чем Ленин. Намного лучший. У Ленина еще были какие-то отголоски той, российской культуры, что была ориентирована на европейские ценности, модели поведения, юриспруденцию, Конституцию. А у Сталина этого уже не было. Мне кажется, Россия — это бесконечный баланс двух культур: первой — европеизированной, которой, в частности, служили Столыпин, Александр Второй, Гайдар и многие другие. И второй — византийской, страшно неэффективной в экономическом смысле, но греющей душу большой части населения. Сталин — лучший выразитель второй культуры.
У нас сегодня гигантское количество передач, фильмов, книг о Сталине. Сталин стал участником гигантского реалити-шоу. При этом примерно с таким подтекстом: да, тиран, да, пожиратель людей, — но ведь харизма какая. Харизму же нельзя отменить. Например, сидит Никита Михалков у Познера и рассказывает, что на его фильме "Утомленное солнце", когда вышел актер, который играл Сталина, — все замерли и встали. И говорит об этом с внутренним восторгом. И Познер его почему-то не спрашивает: а вы-то сами как к этому восторгу относитесь, Никита Сергеевич? Вот это и есть миф — очищенное от всего идеализированное представление о событии, герое.
Еще один важный момент: харизматик Сталин — лучший рекламный агент современной России. Сегодня наше телевидение решает только одну задачу — продажу рекламного времени. Все остальное — это промежутки между рекламными роликами для телевидения. Так вот на любом канале сюжеты о Сталине продаются лучше, чем Малахов, лучше, чем Собчак. Ургант и все "ледовые шоу" скопом. Сталин — потрясающий рекламный агент. Он и есть "мы" — непреодоленное, неосмысленное. И нет никакой серьезной работы по трансформации и приостановке этой гигантской, колоссальной, останавливающей любое развитие страны — и в 90-е, и в 2030-е годы — мифологической концепции.
проблема (3)