Комментарии участников:
социальные сети – ресурсы, как правило, тематические, концентрирующие вокруг себя людей в чём-то похожих. Что, как ни крути, опять же способствует сближению.
обезличенность пользователя сети создаёт проблему доверия, невозможности выяснить репутацию собеседника. И тут вполне могут помочь общие знакомые. Проще говоря, то, что происходит сейчас в Сети, мало чем отличается от происходящего в полузакрытых структурах прошлого: гильдиях средневековых мастеров, английских клубах, сицилийской мафии. Всюду и всегда старых участников интересовала репутация и рекомендации новичка.
Всё несколько сложнее, уважаемый коллега. Каждое отношение между людьми биполярно ( амбивалентно, дихотомично). Социальная интеграция или сближение — лишь один из полюсов. Второй полюс — это дифференциация или отдаление. Проявляется это как конкуренция в социальной сети. Сближение (солидарность) стабилизирует сеть, отдаление (конкуренция) развивает её.
Сеть живёт как совокупность отношений, а не
абстракты, присущие отдельным индивидам(К.Маркс). Это пульсирующий клубок, самоподдерживающий динамическое равновесие, как велосипедист или мотоциклист во время движения рулём вправо-влево. Остановился — сгнил, разогнался — взорвался.
Да и сама социальная солидарность (по-Вашему сближение) бывает двух типов. Один вы назвали — по сходству, похожести. Это солидарность традиционная, архаическая, механическая, как у солдат в армии, заключённых в колонии или монахов в Ордене. Но есть и нетрадиционная солидарность — органическая (по взаимодополнению).
Для Эмиля Дюркгейма (Э. Дюркгейм (1858 — 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)) синоним общественного состояния — солидарность.
Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов — механическая солидарность.
Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов.
Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм).
А работает это так:
В один очень холодный день группа дикобразов сгрудилась, желая согреться. Но длинные иглы больно кололись. Однако стоило дикобразам отодвинутся друг от друга, как их охватывал холод. Дикобразы поерзали-поерзали и в конце концов нашли оптимальное положение. Это расстояние они с тех пор называют вежливостью и хорошими манерами.
Артур Шопенгауер