Деньги в день ДТП, проблемы – потом: как действуют автоюристы-мошенники
Еще несколько лет назад недобросовестные автоюристы проворачивали мошеннические схемы в таких объемах, что представляли серьезную угрозу для доверчивых автомобилистов и страхового рынка в целом. Сейчас их число заметно снизилось, но эксперты рекомендуют не терять бдительность: российские водители все еще попадаются на уловки мошенников-автоюристов.
Заманчивые «деньги у капота»
Мошеннические схемы недобросовестных автоюристов рассчитаны на неопытных и доверчивых водителей — на тех, кто редко попадает в ДТП и не готов сам разбираться с последствиями аварии. Мошенники предлагают участнику ДТП крайне заманчивый вариант: получить денежную компенсацию прямо на месте аварии или в тот же день, а разбирательства со страховой компанией передать специалистам, которые на деле оказываются недобросовестными автоюристами.
Зачастую мошенники умудряются приехать на место аварии даже раньше сотрудников ГИБДД (в таком случае они могут действовать в сговоре с автоподставщиками – организаторами аварии) или же звонят жертвам по телефону сразу после ДТП. Они застают автовладельца в состоянии сильного стресса после инцидента на дороге, когда перед ним стоит множество сложных вопросов от правильной подачи заявления о страховом случае до получения страховой выплаты и направления на ремонт. Многие неопытные в таких вопросах автовладельцы боятся остаться в минусе, потеряв драгоценное время, а мошенники умело играют на подобных страхах.
Если автовладелец идет на сотрудничество с недобросовестным автоюристом, ему предлагают заключить договор уступки прав требования (цессию) и заверить у нотариуса две доверенности. Одну — на представительство в страховой и в судах, другую — на право открытия банковского счета для зачисления страховой выплаты и снятия наличных. Липовый «защитник прав» автовладельцев оценивает ущерб от ДТП и выдает быструю «достаточную» компенсацию — зачастую от 20 до 80 тысяч рублей.
Часто водители соглашаются на «деньги у капота» в случае мелкого ДТП, чтобы быстрее починить автомобиль и не тратить время на обращение в страховую. Однако если до санкционного кризиса автозапчастей недобросовестные автоюристы выплачивали пострадавшим минимальные суммы, которых далеко не всегда хватало на восстановительный ремонт, то сегодня предложенные суммы и вовсе смешны. Кроме того, мошенники разворачивают битвы в судах за выплаты от страховых компаний, размер которых в разы может превышать реальный ущерб от ДТП. Мошенники подделывают экспертизы и находят скрытые повреждения там, где их не было. Чтобы увеличить размеры компенсаций, они могут подать иски в страховые компании «по месту пребывания потерпевшего».
Так, например, несколько лет назад произошла серия громких случаев с сотнями кубанских автомобилистов, от имени которых документы на возмещение убытков перекупившие право требования недобросовестные автоюристы подавали в Крыму. Имея на руках все персональные данные водителей, недобросовестные автоюристы регистрировали участников аварий на один день в крымских гостиницах и подавали иски в суд другого региона. В ходе расследования выяснилось, что в преступной схеме участвовал один и тот же судья, который в день выносил десятки решений в пользу недобросовестных автоюристов. Доверенность позволяла мошенникам открывать в банках счета на имена автовладельцев, получить отсуженные выплаты, судебные пенни и штрафы, а после беспрепятственно снимать деньги в банкоматах. Разумеется, участники ДТП оставались со своими минимальными компенсациями, а все огромные выплаты от страховых получали их «защитники».
Письма счастья от налоговой и ссора со страховой
Передавшие право требования участники ДТП ошибочно рассчитывают, что получат деньги от «доброго автоюриста» и смогут просто забыть об инциденте на дороге. Вот и доверившиеся «профессионалам» краснодарские водители спустя некоторое время стали массово получать уведомления о необходимости оплатить подоходный налог, а следом повестки в суды и предписания вернуть деньги, полученные от страховых компаний.
«Кубань в свое время была житницей мошенников, там активно действовали автоюристы, которые убеждали людей в том, что страховая компания не выплатит им деньги и предлагали помощь с оформлением выплаты, — рассказывает Дмитрий Кондратьев, эксперт по противодействию страховому мошенничеству, полковник полиции в отставке.— На самом деле они перекупали долг по договору цессии и от имени страхователя выступали в суде, зачастую фальсифицировали экспертизы и пытались «вытащить» из страховых компаний максимум денег. Сумма компенсации вместе со штрафами и пенями может превышать размеры реального ущерба в 1,5–2 раза. Но два года назад в законодательстве появились изменения, которые ограничили договор цессии, за счет этого удалось достичь успехов в борьбе с такими мошенниками».
Несмотря на то, что регулирование нормативно-правовой базы в России и случаи получения мошенниками-автоюристами реальных уголовных сроков помогли сократить число мошенников-автоюристов, подобные аферисты все еще встречаются.
Так, недавно в Екатеринбурге мужчина попал в ДТП на автомобиле своей родственницы. Автоюристы вышли на связь с хозяйкой авто и убедили ее с их помощью «увеличить выплаты от страховой», оформив доверенность на получение страховой выплаты на имя одного из них. Хотя автоюристы получили от страховой 23 тысячи рублей, владелице авто они щедро перевели лишь 4 тысячи, а позже и вовсе потребовали за оплату услуг 40 тысяч рублей.
Чтобы не стать жертвой таких недобросовестных автоюристов, эксперты рекомендуют водителям игнорировать «заманчивые» предложения от подозрительных лиц и обращаться напрямую в страховую компанию, где был приобретен полис ОСАГО.