Шум в ступичном подшипнике
Шум в ступичном подшипнике
При длительном пользовании легковым автомобилем начинают возникать различные шумы, что указывает на износ разных элементов ходовой части. Опытные водители часто по звуку могут определяют изношенную деталь, диагностика мастеров СТО подтверждает эти предположения. Если вы вовремя заметите, что подшипник ступицы зашумел, вы сможете безопасно заменить запасную часть без каких-либо критических последствий.
О причинах износа
Срок службы подшипников ступицы зависит от многих факторов и варьируется в диапазоне от 50 до 200 тысяч км в зависимости от марки автомобиля. Как правило, заводские подшипники работают дольше, чем уже замененные детали, и требуют обслуживания на 80-200 тыс. км. по естественному износу элементов, тогда как уже замененные «проходят» 50-80 тысяч км.
Ступичные подшипники, установленные на задней оси машины, служат дольше, чем на передней оси.
Причины ускоренного износа ступицы и появления шума:
-недостаточное количество смазки или избыточное количество смазки в сепараторе;
-попадание пыли, грязи и влаги в подшипник;
-повреждения сальников и пластиковых защитных колец;
-образование металлических частиц и стружки;
-некачественные или неподходящие смазки, вытекающие из сепаратора в результате нагрева.
Примечание. Если во время замены была установлена неисправная или некачественная ступица, шум может появиться через 5-20 тысяч км.
Процессы износа детали значительно ускоряются в условиях агрессивной эксплуатации:
- Постоянная езда с максимальной загрузкой по разбитым дорогам.
- Большая часть пробега авто пройдена на больших скоростях.
- Эксплуатация машины на грунтовых дорогах, в сильный мороз и жару.
- Проблемы с тормозными механизмами, которые постоянно нагреваются и передают часть тепла подшипникам, увеличивая их рабочую температуру.
- Не настроены углы развала- схождения фронтальных колес.
- Конусные подшипниковые узлы нередко выходят из строя вследствие сильной затяжки ступичной гайки, регулирующей зазор между роликами и наружной обоймой. Схожий результат дает ослабление гайки: в механизме возникает свободный ход и ролики разбиваются еще быстрее.
Шум подшипника проявляется ранее положенного срока, когда владелец авто очень увлекается тюнингом авто — ставит диски и шины огромных размеров с солидным вылетом наружу. Фактически возрастает масса колес и меняется центр тяжести, происходит перераспределение нагрузок и деталь начинает шуметь через пару десятков км. В этом случае имеет смысл подумать об установке усиленной версии подшипника.
Диагностика подшипниковых узлов
Принципиально вовремя заметить при появлении первых симптомов износа ступичного подшипника. Это даст вам небольшой запас пробега до замены подшипника. Услышать, как гудит подшипник достаточно просто: вспомните звук разгоняющейся электрички или поезда метро и сравните с гулом ходовой части автомобиля.
Замечание. Не спутайте рокот изношенных ступичных подшипников с воем изношенных трансмиссионных агрегатов коробки передач и редуктора заднего моста. Звуки очень похожи, но коробка шумит в определенных режимах при нагрузке (разгоне), или и наоборот, после отпускания педали акселератора. Подшипник ступицы шумит постоянно при вращении колеса.
На первой стадии износа гудящий звук подшипниковых устройств проявляется на скорости 40-50 км/ч и наращивается в ходе разгона машины. Позднее к гудению добавляется треск и стук, свидетельствующий о частичном разрушении сепаратора и выпадении роликов. На последней стадии деталь разваливается на куски, колесо заклинивает или поворачивается поперек дороги, что представляет огромную опасность для пассажиров авто и находящихся недалеко пешеходов.
Как выяснить, в каком месте находится колесо с нерабочим подшипником:
Для начала пристально прислушайтесь, с какого места доносится звук — со стороны передней либо задней оси. Если сомневаетесь, проверьте изменение гула в крутом повороте. Неисправная деталь фронтальной ступицы загудит посильнее.
Исключив 2 исправных колеса, приступайте к диагностике оставшихся ступиц. Поочередно подымайте домкратом каждую сторону автомобиля, вывешивайте колеса и вручную пробуйте их качать вдоль оси вращения в вертикальной и горизонтальной плоскости. На изношенную деталь укажет увеличенный свободный ход (небольшой допускается).
Чтобы исключить шатание колес по причине разбитых шаровых опор, попросите ассистента надавить педаль тормоза во время проверки. Свободный ход пропал, точно виноват подшипник.
Быстро вращайте подвешенное колесо. Если слышны посторонние стуки либо вращение требует определенных усилий, проблема в подшипниковом узле.
Выработка сепаратора и роликов вызывает вибрацию, чувствуемую прикосновением руки к ступице автомобиля в ходе кручения колеса.
На слух достаточно трудно найти, какой-именно подшипник износился, когда выходят из строя сразу 2 детали, расположенные на различных осях. Гул идет с обеих сторон, локализовать неисправность нереально. Существует два метода более точно определить местонахождение: вывешивать и инспектировать все колеса попеременно или пользоваться подъемником станции технического обслуживания.
Неисправный подшипниковый механизм всегда нагревается интенсивнее других. Если в движения вы услышали гудение, остановитесь и ощупайте колпачки ступичных гаек, сопоставляя температуру. К сожалению, способ неприменим при установленных декоративных колпаках, пока вы их снимете, железные детали остынут.
Что делать с гудящим подшипником?
1-ый вопрос, возникающий после обнаружения неисправности,- можно ли ездить далее. Отложить ремонт автовладельцев принуждают разные причины: срочная поездка, отсутствие свободного времени для ремонта и возможная нехватка денежных средств. Некоторые полагаются на российский авось и продолжают эксплуатацию машины до окончательного износа.
Окончательная поломка ступичного подшипника хотя бы одного из фронтальных колес небезопасна в первую очередь для самого водителя и пассажиров авто. Если сепаратор развалится, в ступице автомобиля появится громадный свободный ход, колесо начнет вилять и машина потеряет управление. Чем это закончится при движении на больших скоростях, предсказать трудно. Разрушение заднего подшипникового узла не так критично — неисправность просто обездвижит автомобиль.
Окончательная поломка ступичного подшипника часто приводят к отрыву фронтального либо заднего колеса. В интернете довольно видеоматериалов, показывающих, куда попадают оторвавшиеся авто скаты: во встречный транспорт, пешеходов и так далее. Оставшись невредимым в результате аварии, владелец колеса может нанести вред и травмы находящийся вокруг.
Как надо поступить, когда загудел подшипник:
Вы можете провести самостоятельную диагностику. Точно выясните, с какой-стороны находится проблемная деталь.
Фронтальный ступичный подшипник, издающий отличительный шум, обязательно рекомендуется поменять. Если после обнаружения проблемы необходимо добраться до гаража или станции технического обслуживания, двигайтесь медленно и аккуратно. Время от времени останавливаясь, проверяйте степень нагрева ступицы и давайте возможность ей остыть.
С неисправным задним механизмом тоже затягивать не стоит. Выделите на замену детали время и средства или поставьте машину на прикол, пока не произведете ремонт.
Считается некорректным вопрос, сколько можно ездить с гудящим подшипником ступицы. Ни один автомеханик в здравом уме не даст определенного ответа, так как такая езда сродни лотерее. Практический опыт показывает, что большинство водителей не рискуют и не доводят ситуацию до крайности, поэтому меняют нерабочую деталь вовремя.