[Рождественская история] Иеромонах монастыря в Боровске Фотий с блеском победил в финале шоу «Голос»: 76% голосов

отметили
24
человека
в архиве
[Рождественская история] Иеромонах монастыря в Боровске Фотий с блеском победил в финале шоу «Голос»: 76% голосов
В финал, кроме иеромонаха Фотия, вышли Михаил Озеров родом из Озерска (его наставник — Александр Градский), уроженка Украины Ольга Задонская (ее «командиром»была Полина Гагарина) и студентка Гнесинки Эра Канн из команды Басты.

Вместе с Григорием Лепсом Фотий исполнил его песню «Лабиринт» со словами «В тебе брожу я, словно в лабиринте», а затем композицию «Per te» Джоша Гробана на итальянском.

После этого иеромонах спел романс «Спокойной ночи, господа» из репертуара Лепса.

Михаил Озеров вместе с Александром Градским «зажгли» песней «Как молоды мы были», а соло Озеров исполнил «Unchained melody».

Эра Канн стала четвертой среди финалистов. Ольга Задонская — третьей.

И вот Фотий и Михаил остались один на один. Григорий Лепс сказал своему «воспитаннику»: «Довольно странно быть наставником вашим. Прости, Господи!». Александр Градский похвалил человеческие качества финалистов — одного профессионального умения, как он считает, на сцене недостаточно. Отдельно Градский выразил благодарность иеромонаху за то, что тот нашел в себе силы прийти на проект — и таким образом, возможно, совершил один из самых важных поступков в своей жизни.
Баста назвал присутствие монаха на шоу «сюром» и… передал привет родному Ростову. Полина Гагарина, как обычно, послала всем лучи любви.

Телезрители сделали выбор: за Фотия проголосовали 76%, за Михаила — 24%.

Он рассматривал для себя два сценария. Священнослужитель рассказал о своих страхах — у него возникли подозрения, что голосование в финале может обернуться против него. Но вместе с тем и, конечно, же, понадеялся на победу и даже не исключил варианта своей поездки на «Евровидение».

Фотий также сообщил, как будет вести себя в случае победы (как известно, обычно победители «Голоса» подписывают обязательства участвовать в концертах). По словам иеромонаха, он не намерен становиться шоуменом и входить в образ звезды, однако от гастролей с концертами не откажется.

За выступлениями священнослужителя, как выяснилось, следит сам патриарх Кирилл — еще бы, подобного в истории РПЦ еще не бывало.
Добавил suare suare 26 Декабря 2015
проблема (1)
Комментарии участников:
suare
+1
suare, 26 Декабря 2015 , url


02sparco
+2
02sparco, 26 Декабря 2015 , url
победа в шоу....)))))
fStrange
-3
fStrange, 26 Декабря 2015 , url
Озеров на порядок лучше Фотия, но Градский откровенно неудачную песню выбрал для дуэта.
manson
+3
manson, 26 Декабря 2015 , url
Он не на порядок лучше. Объективно голос у Фотия лучше, но у Озерова он многогранней и более универсальный, что ли. Для эстрады Озеров лучше, но приятней слушать Фотия. Плохо то, что первые бои он пел только романсы, где в общем-то он очень хорош. Я думал, что он на таком репертуаре просто не выйдет в финал, так как остальные показывали себя в совершенно разных стилях. Однако как оказалось и другие песни, не классика, у него выходит очень даже хорошо. Например песню «дорога в Загорск» он реально вытянул отлично. Я ее слушал в исполнении разных известных певцов — херня. У Фотия с удовольствием слушал.

Мнение, Фотий выиграл закономерно, но для эстрады ему учиться и учиться
RussiaRulit
+2
RussiaRulit, 26 Декабря 2015 , url
Мнение, Фотий выиграл закономерно, но для эстрады ему учиться и учиться
Согласен, выиграл закономерно, но для чего ему учится «для эстрады»?
Лишь только если захочет порвать с монашеством…
manson
0
manson, 26 Декабря 2015 , url
Тоже верно. Впрочем, он подписывал договор, что если выиграет должен участвовать в выступлениях. Так что мое высказывание имеет силу.
fStrange
0
fStrange, 26 Декабря 2015 , url
Задонской я бы дал первое. Озерову второе. Фотию третье. Четвертая участница откровенно слабее первых трех.
jaik
+1
jaik, 26 Декабря 2015 , url
Не слышал, как поет Фотий, но Per te люблю. )
suare
+1
suare, 26 Декабря 2015 , url

manson
+2
manson, 26 Декабря 2015 , url
Мне понравился Фотий. Но моя жена говорит, что хотя голос у него хороший, петь он не умеет.
jaik
+2
jaik, 26 Декабря 2015 , url
Да, голос хороший. Но поет он, к сожалению, так как обучен в церкви. Эмоции передаются только за счет изменения тональностей. Плюс у него техника еще слаба и за счет этого в голосе нет мягкости и мало полетности. Но это нормальная ситуация. Человек может иметь красивый голос от природы, но при этом отсутствие техники будет напрочь убивать красоту. Алмаз тоже гораздо дешевле чем бриллиант.
Игемон
0
Игемон, 26 Декабря 2015 , url
А не грешно ли монаху в пост в светском шоу участвовать, а не молиться о спасении душ наших грешных? Или оттуда звонок был и индульгенция выдана?
RussiaRulit
+3
RussiaRulit, 26 Декабря 2015 , url
Или оттуда звонок был и индульгенция выдана?
Взято из сайта монастыря
Калужскую область представил насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов), который по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента принял участие в конкурсе.
А не грешно ли монаху в пост в светском шоу участвовать, а не молиться о спасении душ наших грешных?
На православных форумах мнения разделились… Как мне кажется ( субьективно), больше тех, кто осуждает…
Мнение некого иерея Владимира, к примеру
клоун… чего в монахи-то пошёл…
благословляющие тоже хороши…
позорище.
Другое мнение, с сайта монастыря, где подвизается Фотий
Как можно убедиться, миссионерство Церкви принимает формы соответственно развивающемуся миру. И в этом нет ничего удивительного и противозаконного. Главное — ходить перед Богом и сохранить совесть неоскверненной. Можно клеймить монахов в обмирщении, а Церковь в отступничестве, но истинной сути — сердца человека и его сокровенной жизни перед Богом — не знает никто, кроме Бога.
Мне это мнение ближе, хотя тут совсем не авторитет.
Многие православные отмечают, что путь который выбрал Фотий, очень опасен для него, так как много искушений…
Игемон
+1
Игемон, 26 Декабря 2015 , url
Церковь пошла навстречу прихожанам? Бог ей в помощь!
RussiaRulit
+2
RussiaRulit, 26 Декабря 2015 , url
Церковь пошла навстречу прихожанам?
Это вы о чём?
Бог ей в помощь!
Вы вроде как атеист? Зачем вы пишете то, во что сами не верите?
Это вообще то лицемерием называется…
waplaw
+1
waplaw, 26 Декабря 2015 , url
Игемон, Вы точно богослов :)
Игемон
+2
Игемон, 26 Декабря 2015 , url
Как? Где я прокололся??!!!: о)
NoBond
+1
NoBond, 26 Декабря 2015 , url
Фотий победил с полным преимуществом. Его голос и вокальные данные произвели на того же Градского самое лучшее впечатление. До Голоса он 10 лет занимался вокалом. Все закономерно. Кто не слушал, очень рекомендую на хорошей технике. Сразу все станет понятным.
suare
+1
suare, 26 Декабря 2015 , url
Патриарх Кирилл поздравил иеромонаха Фотия с победой в шоу «Голос»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил иеромонаха Фотия с победой в четвертом сезоне телевизионного шоу «Голос», напомнив, что избранный им монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает одержанную победу.

«Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе „Голос“. Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным — думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил. И поэтому, поздравляя отца Фотия, хотел бы пожелать ему сохранять ту естественность поведения, скромность, которая присуща монашескому званию и по которой люди — как церковные, так и нецерковные — определяют духовное состояние священнослужителя. Сохрани в сердце то, что я тебе желаю в непростое для тебя время, наступающее после победы на конкурсе. Желаю также помнить, что избранный тобой монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает ту победу, которую ты одержал. Ведь многие и голосовали не только за голос, но и за образ», — написал Патриарх в субботу на своей странице в Facebook.

Напомним, что проект «Голос» завершился поздним вечером в пятницу, 25 декабря. Иеромонах Фотий стал победителем шоу «Голос» по итогам зрительского смс-голосования. Впрочем, это было ожидаемо: накануне финала в социальных сетях большинство аудитории желало победы именно ему. За Фотия проголосовало 76% телезрителей. За победу вместе с ним в финале боролись еще трое участников проекта — Ольга Задонская, Эра Канн и Михаил Озеров. Собранные в ходе голосования средства были перечислены православной службе помощи «Милосердие», которая объединяет 25 проектов помощи детям, взрослым, пожилым людям, инвалидам, бездомным.

Справка «РГ»

Иеромонаху Фотию — Виталию Мочалову — 29 лет. Он родился в Горьком. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано. В музыкальном училище не доучился из-за переезда в Германию. В 20 лет решил уйти в монастырь и вернулся в Россию. Сейчас служит в Боровском монастыре Калужской области. Поет в церковном хоре, увлекается изучением языков и фотографией.
suare
0
suare, 27 Декабря 2015 , url
Иеропевец отец Фотий: преодолеет ли искушение победитель «Голоса»
Сказка о попсе и ее работнике


Иеромонах Фотий — победитель четвертого сезона проекта «Голос» — мне нравится. И не только мне одной — за него отдали свои голоса 76% всех голосовавших за победителя. Это неудивительно. На фоне уже приевшихся пестрых, а порой и вызывающе гламурных сценических образов чистый голос, воспроизводящий абсолютно точно все ноты и обертоны, который исходит от человека, облаченного в монашескую рясу, не может не импонировать. Что-что, а петь в церквах умели всегда. И более того — ничто не развивает так голос, как церковное пение. Можно считать это самыми правильными занятиями музыкой, можно чудом Божьим, но факт остается фактом — кто поет в церковных хорах, очень скоро начинает брать ноты, о которых ранее не мог и помыслить. Такова истина, подтвержденная не одним человеком поющим. Да и сам иеромонах — человек умный, светлый, от которого веет покоем и умиротворением. В общем, такой, которого в публичном его воплощении очень не хватает современному обществу. Но!

Не стоит наивно думать, что иеромонах Фотий — просто случайный церковнослужащий, который вдруг возгорел желанием принять участие в популярном музыкальном конкурсе на Первом телеканале и абсолютно непредсказуемо в нем победил. Чудеса, конечно, случаются, а уж особенно накануне Рождества, но не в том ведомстве, которое хоть косвенно, но за эти самые чудеса несет ответственность. Давайте вспомним, кто такой иеромонах в структуре православной церкви. Это человек, принявший постриг и полностью посвятивший свою жизнь Богу, дав обед безбрачия, послушания и нестяжательства. То есть предположение, что иеромонах Фотий отправился на светский, более того, попсовый проект без благословения своего духовного наставника, абсолютно исключено. Оно не просто противоречит канонам церкви, оно их полностью перечеркивает. Не должно возникать никаких сомнений в том, что церковное начальство отца Фотия одобрило его участие в светском проекте. И уж, конечно, не ради возвеличивания оного — что также противоречит назначению иеромонаха, а, надо думать, ради более высокой цели — увеличения популярности церкви и значимости роли церковнослужителя в обществе. Косвенно подтверждает это размышления и сам патриарх Кирилл, обративший свое высокое внимание на победу иеромонаха: «Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе «Голос», — написал Святейший в своем социальном аккаунте. — Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным — думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил».

В общем-то, в том, что церковь ищет пути влияния на умы мирян, нет ничего предосудительного. Сегодня за ум и душу человека борются все, кто только может, от патриотов и отечественных воспитателей до либералов и иностранных пропагандистов. И институт церкви, в чьи прямые функции, собственно, и должна входить борьба за душу, не просто имеет равное право с прочими, а более того — обязан этим заниматься. В укреплении еще одной национальной скрепы — православия нет ни малейшего плохого, особенно в нынешнее время, когда человек особенно нуждается в поддержке, утешении, объяснении и предостережении. И иеромонах Фотий с его победой на «Голосе» куда как лучше и полезнее церкви, и обществу, и высшему смыслу — вере в Бога, чем, скажем, потребитель «Макдональдса» в рождественский пост, уволенный на днях с должности председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Чаплин или то ли актер, то ли писатель, то ли священник Иван Охлобыстин. А общество — обычное светское — сегодня, увы, судит о церковнослужителях по таким вот странноватым для рядов духовных наставников персонам. Так что у отца Фотия задача-то посложнее, чем в музыкальном проекте победить, от него ждут усиления интереса, и симпатии, и доверия мирян к институту церкви, или хотя бы пробуждения интереса. Достойное служение, что ни говори.

Но главное что? Главное, чтобы отец Фотий с ним справился. Чтобы через год-другой не стала достоянием общественности информация, что иеромонах принимает участие в корпоративных вечеринках и выступление его стоит, как у первой десятки звезд отечественной эстрады, от 100 тысяч евро. Чтобы не читали мы в списке «Форбс», что занял он первое место по доходам среди российских певцов. Чтобы не светилось его имя в публичных скандалах, чтобы не ловили его папарацци в обществе прекрасных женщин или, паче чаяния, еще более прекрасных мужчин. Потому что это станет настоящим нокаутом для церкви, ведь недаром тех, кто обманул доверие, Данте поместил на последний круг своего ада.

А продюсер Иосиф Пригожин между тем уже предложил отцу Фотию записать альбом его песен. «Мне, как менеджеру, история с иеромонахом Фотием понятна. Лично я его вижу «музыкальным пастором», человеком, которой несет слово Божие, поет какие-то красивые лирические песни. Почему нет? Фотий может собирать залы, выходить и говорить правильные слова в адрес аудитории, нести слово Божие, может петь слово Божие», — цитирует Пригожина РИА «Новости». Надо полагать, мечталось так и Григорию Лепсу, и прочим продюсерам с громкими именами. Но, следует думать, церковь отца Фотия воротилам шоу-бизнеса не отдаст, самой нужен. Ведь недаром в Евангелии от Марка рассказывается притча о зернах. И о том, что сеять их надобно везде: и при дороге, и на каменистой почве, и в терниях, и на доброй земле, чтобы хотя бы одна четвертая из упавших взошла и дала правильный урожай.
suare
0
suare, 27 Декабря 2015 , url
Иеромонах Фотий сделал феерические признания перед финалом шоу «Голос»
«Если Богу будет угодно, попаду на «Евровидение», хотя Кончита — это извращение»


Иеромонах Фотий служит в Боровском монастыре, что в Калужской области. Но кажется, в судьбе его грядут большие перемены. Приняв участие в популярнейшем шоу «Голос», тем более выйдя в финал, он стал известен практически всей стране. Более того, он стал всероссийским любимчиком. А это испытание не для слабого. Выдержит ли, выдюжит?

И вообще, что из себя представляет монах в подряснике, перепевающий всемирные хиты в этом черном и греховном ящике под названием «телевизор» на глазах у многомиллионной публики? Вот прямо сейчас и узнаем.

«Это будет мой ответ всем Кончитам!»

— Отец Фотий, приятно за вами наблюдать, как вы там участвуете, как поете. Вы классный чувак вообще! Вы это понимаете?

— Ну, если можно так выразиться… Для кого-то да, классный, для кого-то не очень.

— И как вам в этом чертоге разврата — я имею в виду «Останкино» и вообще шоу-бизнес? Как вы себя чувствуете, ощущаете среди этих грешников, которые вокруг вас?

— Ну, я бы так не стал выражаться. Все-таки это Первый федеральный канал, там никакого разврата, никакой грязи. Тем более что это приличный конкурс, где можно честно выйти во всенародные любимчики. Там все честно, это я вас могу заверить.

— Вот кому-кому, а вам верю абсолютно, отец Фотий! Но вы сказали «всенародные любимчики»? Неужели вы стремитесь стать таковым? А что скажет по этому поводу вера православная и церковь? Помните, Пастернак писал, не про вас, конечно, но в принципе: «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех…» Неужели вам присуще тщеславие? С каких это пор, отец Фотий?

— Да нет, я это говорю как есть, без всякого тщеславия. Я этот термин «любимчики» только сейчас придумал на самом деле. Просто в «Голосе» народ сам выбирает, кого он хочет слушать, а не так, когда ему навязывают какую-нибудь звезду, пробившуюся через деньги или уж не знаю какими путями в шоу-бизнес. Здесь совсем по-другому выбираются «звезды», если можно так сказать. Но я не буду все равно звездой, не буду шоуменом…

Буду так, точечно где-то присутствовать наверняка, наверное, просто в концертах, не обязательно на ТВ. Ездить в какие-то города, и люди, уже зная наперед из афиш, что я собираюсь там выступить, думаю, с удовольствием приедут и послушают того, за кого голосовали. Я думаю, это правильно.

— Да, человек предполагает, а бог располагает. А в вашем случае можно сказать: вы — отец Фотий — предполагаете, а шоу-бизнес или Первый канал будет вами располагать, как мне кажется. Поэтому вы так просто не отделаетесь.

— Я не знаю.

— Тогда вот мой прогноз (наша беседа состоялась за два дня до финала. — А.М.): вы в финале победите. И не только потому, что вы отличный певец, но потому еще, что вы иеромонах, то есть православный батюшка, а это сейчас правильный идеологический и политический тренд. Нужно, чтобы вы победили. Да и народ за вас болеет, потому что он также настроен патриотически, ну и сверху кому-то необходима ваша победа. Согласны?

— (Тяжело вздыхает.) В общем-то, да.

— Поздравляю! Отец Фотий, вы молодец! Я говорил, что вы классный чувак. Но заранее не расслабляйтесь.

— Я не расслабляюсь. У меня есть подозрение, что голосование может обернуться против меня.

— Наверное, ставки уже на вас делают в известных конторах. Вам ничего про это не известно?

— Нет.

— Вы святой человек. А когда вы победите, за вас возьмется и канал, и продюсеры, и товарищ Лепс… И вас еще пошлют на Евровидение, отец Фотий. Вот что самое страшное!

— С чего вы взяли, что меня на Евровидение пошлют? Там Лазарев едет.

— В этот раз Лазарев, в следующем году будете вы. Помните, Дина Гарипова выиграла «Голос» и поехала?

— Но Волчков и Воробьева не ездили туда.

— Да, вы всех знаете, я понимаю. Кстати, вы очень современный человек. Помните, когда мы с вами вчера созванивались, вы сказали: давайте по скайпу, или WhatsApp, или в скайпе по телефону… То есть вы очень продвинутый в этом смысле товарищ.

— Но я молодой, современный.

— Это здорово. Ну а если вашу кандидатуру предложат на Евровидение, вы откажетесь сразу или подумаете, поломаетесь?

— Нет, конечно, это большая честь. Я думаю, что если Богу будет угодно, то я туда попаду. Это будет такой мощный ответ всем Кончитам.

— О-о, Кончита Вурст foreva! Но Кончита, она же тоже человек, и вы, как христианин, как верующий, должны как минимум его (ее) пожалеть, приголубить. И вообще поплакать над этим товарищем. Нет? Вы же не воинствующий православный активист.

— Уж кого приголубить, но только не Кончиту. Здесь нужно уже такое хлесткое слово священника. Говорить от лица, может быть, не церкви, но от лица духовенства. Все, что говорит священник, взвешивается очень серьезно. Люди ловят любое слово священника, а когда уж он отзывается о каком-то явлении в этом мире, то тем более. Поэтому здесь я не должен находить какие-то компромиссы, а четко сказать: да или нет. И ни шагу назад.

— То есть Кончита и такие, как оно, — это и есть для вас очаг разврата? И вам надо сказать свое веское слово — где есть зло, а где добро. А Кончита — это зло!

— Да, тем более когда это представляется на всю Европу и она становится лицом Европы — это очень опасно. В таком случае толерантность может довести до губительных путей.

— А если бы Христос был на вашем месте, он бы Кончиту Вурст полюбил.

— Нет.

— Да!

— Почему это?

— Потому что он любил всех. Кроме фарисеев и менял в храме.

— Не знаю, что бы сделал Христос, мы за Него решать не можем. Да, Он жалел блудниц, жалел мытарей, но мы не видели таких случаев в Евангелии, чтобы Господь любил подобных людей. Если бы это случилось, если бы в Евангелии было написано, что Он жалеет гомосексуалистов, то тогда бы на этом сыграло все это меньшинство. И сказало: вот в Евангелии, помните, там Христос полюбил… Или не полюбил, а просто хотя бы заступился за транссексуала, гея. Это же очень опасно, такого не могло быть просто.

— Я это говорю по той простой причине, что Вурст — это тоже человек, слабый, как и мы все. И как и вы, наверное, тоже. Вы же слабый человек? Нет?

— Ну, в чем-то да.

Греховный человек, несмотря на сан и рясу?

— Да. Но только Кончита это делает нарочно. Этот образ создан специально, здесь никакой такой слабости, все продумано. Если бы я продумывал свой образ, уходя в «Голос», специально рассчитывал, чтобы люди велись на подрясник, это было бы большим грехом.

Но я пришел как есть, искренне, естественно, без какого-либо эпатажа. Да, конечно, мне хотелось сделать сюрприз, но я же не вышел за рамки приличия, не вызываю какой-то шок. А мужчина, переодетый в женщину и оставивший бороду, — это, мне кажется, извращение.

— Но помните, как у классика: «Всякому безобразию есть свое приличие!» Почему-то я думаю, что для некоторых ортодоксальных священников и вы в чем-то, извините за такое богохульство, Кончита Вурст.

— Почему?

— Потому что для них вообще неприемлемо, чтобы батюшка таким образом участвовал в этом поганом ящике. А вы участвуете, что вызывает у очень многих людей — и у меня в том числе — большое уважение. Мне кажется, это современно и вы несете какой-то свет всем нам. Но в церкви же есть разные люди, и вот они могут вас, мягко говоря, не одобрить, а грубо говоря, проклясть.

— Ну, есть такие, но их очень, очень мало. Я рад, что в основном наш православный народ за меня, поддерживает.

— Кстати, с патриархом Кириллом по этому поводу вы, наверное, не контактировали. Не ваш уровень?

— Лично я с ним не контактировал, но мне передавали разные люди, что он отзывается хорошо.

«Из Германии с любовью»

— В юности вы несколько лет жили в Германии…

— Да, я приехал туда в 16 лет вместе с родителями. Прожил там 3,5 года и вернулся на родину, чтобы пойти в монастырь.

— В каком немецком городе вы жили?

— Кайзерслаутерн.

— Знаем, знаем, там есть очень хорошая футбольная команда. Не ходили на футбол?

— Я не люблю футбол.

— Понял. А почему вы не остались в Германии, отец Фотий? Или в этом есть какая-то большая тайна?

— Да никакой тайны нет, просто это пересмотр ценностей. Я искал ту благодать, которую я мог получить в монастыре… А мне было немножко известно об этом, потому что я читал книги, жития святых, старцев оптинских, читал еще Евангелие параллельно…

Вот слова о жемчужине, которую человек находит и продает все свое имущество, так на меня подействовали, и я увидел в этом знак, может, символ того, что если я все оставляю здесь, все мое любимое…

То есть я не ушел от чего-то, наоборот, пожертвовал Господу, может быть, всю свою музыкальную карьеру и пришел в монастырь. И я сразу увидел, что в подарок Господь мне дал возможность петь в монастыре, и не просто петь, а петь хорошо. Потому что, как только я приехал в монастырь, меня сразу же отправили к педагогу по вокалу в Москву. Я взял 20 уроков вместо положенных десяти. После этого пошел резкий такой скачок, голос мой изменился, и я стал не просто петь на клиросе, а еще и радовать своим пением вне церковных стен.

Пел арии итальянские из опер, какие-то произведения лирические, народные, романсы. Так мало-помалу голос совершенствовался. Я сделал уже два диска в своей импровизированной студии в келье и дарил знакомым, всем, кто просил.

— Ну а в Германии-то вы чем занимались? Вы тогда еще не обратились к церкви?

— Мы нашли приход православный, я там прислуживал. Но не пел. Мне не хотелось там петь, потому что хор такой непрофессиональный был, много фальшивили, и я сказал: нет, в таком хоре я петь не буду, не хочу. Я занимался музыкой, сочинял, играл на органе. И главная мечта была — стать композитором.

— Ну, это у вас все еще впереди. Родители ваши, как я понимаю, остались там, в Германии. Как часто вы их навещаете? Или они вас?

— Чаще они меня, чем я. Я был только один раз после того, как ушел в монастырь. Посетил их в прошлом году как раз, и это тоже было связано с музыкой, потому что меня пригласили на выставку в Берлин. Я просто поехал на неделю раньше туда, сначала побыл с родителями, а потом поехал в Берлин и по другим городам с концертами.

«Люди могли встать на горящие угли, только бы не войти в грех с женщиной»

— Отец Фотий, скажите, любите ли вы русскую литературу, как люблю ее я?

— Как любите ее вы, я не знаю, но я ее люблю.

— В таком случае вы знаете, что русская классическая литература часто касалась образа православного священнослужителя. Мне интересно, как вы реагировали, когда прочитали Пушкина «О попе и его работнике Балде»? Вот этот поп, толоконный лоб… Что вы думаете об этом образе?

— Я, честно говоря, мало знаком с этим произведением.

— Да ладно, это же Пушкин!

— Я понимаю, это известное произведение. Я знаю, что это такой немножко ироничный образ там представлен, с сарказмом.

— А есть еще Лев Николаевич Толстой, известный вам, которого, кстати, ваши коллеги отлучили от церкви. У него есть такое произведение «Отец Сергий». Читали?

— Нет, не читал.

— Отец Фотий…

— Мне из Толстого нравилось только «Детство», «Юность». А вот «Война и мир» уже так громоздко и тяжело.

— Вы просто не поняли. Это великое произведение. Пожалуйста, прочитайте его. И «Анну Каренину» прочитайте.

— С «Анной Карениной» все понятно. «Анну Каренину» я прочитаю.

— Так вот, отец Сергий отрубил себе палец, потому что испытывал похоть к женщине. Вы понимаете отца Сергия в этом смысле?

— Да, понимаю. Это пример, который можно сравнивать с поступками тех столпов церкви, которых мы причислили даже к лику святых. Действительно, были такие люди, которые настолько не хотели предать чем-то Господа, что могли встать на горячие угли, только бы не войти в грех с женщиной. Ну, много таких случаев из жития святых, преподобных. Думаю, что в какой-то мере это подвиг. Но я бы не стал отрубать себе что-то, потому что я другого духа человек.

— Нет, отец Фотий, вы нам нужны целиком, не надо себе ничего отрубать. Но тем не менее там, где вы сейчас выступаете, столько искушений, просто уж не знаю, как вы держитесь. Наверное, из последних сил.

— Там никаких искушений нет.

— Очень за вас рад. А есть еще такое произведение Ильфа и Петрова «12 стульев». Читали?

— Смотрел.

— Прекрасно! Отец Федор, помните такого?

— Нет, сейчас не помню.

— Очень жаль. Отец Фотий, я вам советую, читайте больше русской литературы. Обещаете мне?

— Постараюсь, да. Мне просто некогда. Я в последнее время читал нерусскую литературу.

— И что из нерусской литературы?

— Я люблю Гюго. Могу что-то из беллетристики почитать.

— А ваши современные музыкальные вкусы, пристрастия? Вот я очень люблю старый русский рок-н-ролл. А вы?

— Нет, я больше люблю что-то такое поспокойнее.

— Неужели Веру Брежневу?

— Нет, я попсу не слушаю. Я вообще воспитан на классике и не могу похвастаться каким-то знанием современной культуры. Но я слушаю современную музыку, в основном, конечно, зарубежную. А у нас ничего хорошего нет.

— А что конкретно?

— Многое, но только не связанное с рок-н-роллом.

— Это греховная музыка, бесовская?

— Не поэтому. Просто не в моем вкусе и все.

— Но извините, Григория Лепса вы должны слушать. И даже должны знать.

— Да, я люблю его песни.

— «Рюмку водки на столе» не пробовали петь? «Го-о-орько…» И что-то там еще дальше.

— Ничего, мы еще с ним споем на финале его песню.

— Слушайте, на фоне Лепса и Дмитрия Нагиева вы просто кажетесь ангелом. Вы должны как-то повлиять на этих великих грешников и обратить их во что-то настоящее, светлое. Вы сможете это сделать?

— Если удастся…

— Пожалуйста, отец Фотий, очень вас прошу. Может быть, в чем-то даже это ваша миссия. А вот еще: вы богатый человек? Извините за прямоту.

— Нет, очень бедный.

— А что такое богатство в вашем понимании?

— Богатство — это испытание. Можно быть верующим, богатым, но Господь спросит с тебя: как ты воспользовался этим богатством?

— Важно быть богатым духовно. Вот это я вижу в вас, по глазам. Глаза у вас хорошие, отец Фотий.

— Спасибо.

— Так материальные блага насколько вам присущи? Некоторые высокие сановники из вашей церкви как-то очень материальны в этом смысле. А вы?

— Я не берусь осуждать других. Я обычный человек, у которого есть сан, который ушел в монастырь, принял монашество. Тем не менее я остаюсь человеком с теми же потребностями, которые есть у всех.

Вы видите, что я пользуюсь скайпом, «Перископом» (приложение для прямой трансляции видео в Сети — «МК»), благами цивилизации. Естественно, я не могу пройти мимо таких возможностей, как, например, ездить на машине. У меня ее нет, но я бы хотел, чтобы она у меня была. Я не хочу какую-то супертачку, но чтобы хотя бы у меня была машина и я мог передвигаться, не испытывать неудобства, когда я там жду маршрутку, еду в метро. Тем более сейчас, когда ритм жизни особенно ускорился, нужно быть мобильным.

— А вы знаете, что такое московские пробки? Вы там особенно мобильным не будете. Ваши некоторые коллеги, простите, почему-то часто попадают в криминальные сводки: примут на грудь, сядут за руль, задавят парочку пешеходов, а потом сбегают.

— Ну, это единичные случаи. Стоит ли из них делать какие-то выводы…

— Знаю, вы еще любите импортные сыры покушать. А сейчас видите, какой у нас сыр на прилавках? Совсем не импортный, его и жевать-то трудно. Как вы выходите из положения?

— Никак. Я просто жду, когда мне кто-то из-за границы привезет сыр в качестве угощения. Но это бывает очень редко. От этого он ценнее и вкуснее, когда его редко можно заполучить.

— Вообще запретный плод сладок.

— Я надеюсь, что санкции когда-то закончатся.

— Кстати, а вы склонны к чревоугодию иногда?

— Наверное, да. Но я не сладкоежка.

— Грех это — чревоугодие.

— Ну, конечно, грех. А что? Все мы грешны.

Кстати, насчет санкций. Крым наш, вы радуетесь?

— Безусловно. Я думаю, он должен был быть наш всегда. Когда туда приезжаешь, ты все равно как у себя на родине. Это чувствуется в общении с крымчанами.

— Донецк наш?

— Вот это я не знаю.

— Это правильный ответ, разумный. Путин наш президент до скончания века? До второго пришествия?

— Это вопрос не ко мне, но я Путина очень уважаю. Наверное, он один из самых замечательных людей за последние 100 лет.

— Это вы сильно. Вот на этой высокой ноте про Владимира Владимировича давайте и закончим нашу прекрасную беседу. Держитесь и постарайтесь избежать искушений.

После публикации этого интервью Фотий победил в финале «Голоса». Читайте, как развивались события на последнем этапе шоу


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать