![На украинской студии Довженко снимут свою версию создания атомной бомбы в СССР с бюджетом в $1 млн]()
1949 год. В бункере Лаврентий Берия, руководитель проекта по созданию атомного оружия, и ученые-ядерщики Игорь Курчатов, Андрей Сахаров. Ожидание. Берия не выдерживает, вскакивает и, поблескивая очечками, всматривается в окошко бункера. Происходит взрыв, на расстоянии 10 км возникает ядерный гриб. Берия радостно обнимает Курчатова: «Теперь ты академик! Если бы бомба не взорвалась, этот полковник отвез бы меня в подвал, а тебе бы долго пришлось в шарашке отмываться». Поздравления прерывает мощная взрывная волна, и вся компания в ужасе отшатывается от новой вспышки. Участники испытаний в этот момент осознали, какой ящик пандоры открыли.
Эта сцена, на съемках которой на студии Довженко оказались «Вести», ключевая для нового украинского фильма «На краю бездны» (бюджет — $1 млн), рассказывающего о создании ядерного оружия и Карибском кризисе 1962 года, когда чуть не началась атомная война межу СССР и США. В картине много исторических лиц: Сталин, Хрущев, Кеннеди, Брежнев.
«Идея фильма у меня возникла, когда Путин снова попытался нарушить ядерный баланс в мире, который сохранялся десятки лет, — делится с нами режиссер и автор сценария Владимир Савельев («Капитан Фракасс»): «Мне 78 лет, и я отлично помню Карибский кризис и тот ужас, который мы испытали тогда, ведь это мог быть финал земной цивилизации. Это фильм-предостережение».
В перерыве не могу не спросить об отношении к Берии грузинского актера Ираклия Мачарашвили: «Я уже играл его в «Московской саге». Другим актерам парики надевают, а мне — наоборот, — смеется он, — выстригают залысины. — Берию в Грузии не любят. Он много людей расстрелял, перед тем как Сталин пригласил его в Москву. Я тренировал гипнотический взгляд как у Лаврентия. Однако, когда почитал о его роли в создании бомбы, понял, что он реально был хорошим менеджером».
Расспрашиваю актера Виктора Полторацкого («Глухарь»), изображающего Сахарова, о его герое. «Сахаров — представитель научной элиты СССР. У него на сберкнижке было 169 тыс. рублей. Но в нем произошел моральный перелом, и здесь будет сцена, когда он напьется водки прямо под корпусом созданной им бомбы». Когда собрались снимать эпизод со Сталиным и его дочкой в саду, ливень высох, засверкало солнце. Восьмилетняя Света подкрадывается к папаше-генсеку, когда он читает газету, а потом закрывает ладошками ему глаза. «В роли Сталина я делаю акцент на человеческом моменте», — говорит грузинский актер Иосиф Лагидзе.
проблема (2)