Комментарии участников:
Они уже рядом
На первый взгляд все это кажется фантастикой. Но на самом деле к перспективе использования беспилотных транспортных средств человечество уже подошло вплотную. Более того, беспилотные машины уже существуют и успешно проходят испытания, в том числе на дорогах общего пользования.
Одной из самых передовых компаний в этой области считается Google. Уже шесть лет она тестирует свои так называемые гугломобили на дорогах Калифорнии. Сейчас компания имеет более двух десятков таких машин, которые, по словам представителей Google, проехали в общей сложности более полутора миллионов километров без участия человека.
Активно испытывают беспилотные машины и ведущие мировые автопроизводители. Например, на последней выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в конце прошлого года Audi представила свою автономную модель А7, которая сама приехала на выставку, преодолев 700 километров. На этой же выставке компания Daimler представила эффектный концепт-кар Mercedes-Benz F015 Luxury in Motion, который до этого успешно сам катал журналистов по улицам Сан-Франциско.
Не так давно и BMW заявила, что успешно испытала автономную модель 2-й серии на закрытых трассах и городских улицах в Германии. Nissan также провел испытания технологии автономного вождения Autonomous Drive на общественных дорогах Японии. А Volvo в прошлом году в сотрудничестве со шведскими органами власти запустила инициативу Drive Me; в рамках которой целых сто машин с автоматическим управлением ездили по общественным дорогам Гетеборга.
Одновременно активно тестируют системы автономного вождения и производители автокомпонентов. Об этом заявляют, в частности, Bosch, Continental, Delphi Automotive, Mobileye, Valeo и другие. Представители компании Bosch на упомянутой выше презентации в Боксбурге заявили, что успешно испытывают прототипы роботомобилей на автострадах в Германии и США.
Опции автономности
Как производители машин, так и создатели автокомпонентов говорят, что технологии для автомобилей-роботов уже существуют.
Вообще-то элементы автономного вождения стали появляться в автомобилях уже достаточно давно. Скажем, круиз-контроль начали устанавливать на машины еще в далеком 1967 году. Кстати, этой опции пришлось довольно долго завоевывать доверие водителей, которые поначалу без особого энтузиазма отнеслись к идее, что машина сама может поддерживать скорость на дороге. Только через десять лет, когда система уже хорошо себя зарекомендовала, на рынке США, например, круиз-контролем было оснащено уже 25% всех продаваемых автомобилей.
Достаточно давно, в 2006 году, появился и усовершенствованный вариант опции — так называемый адаптивный круиз-контроль, который способен сам поддерживать расстояние до впереди идущего автомобиля. В том же 2006-м в серийных машинах появилась и такая опция, как автоматическая параллельная парковка, которая, используя камеры и ультразвуковые датчики, сама направляет автомобиль на парковочное место. Уже несколько лет автопроизводители вполне успешно устанавливают на машины и функцию удержания в полосе (система следит за разметкой и сигнализирует, а также подруливает, если автомобиль вдруг начнет со своей полосы съезжать).
Ну а к более современным разработкам относятся системы автоматического предотвращения столкновения, например система City Safety, которая появилась у компании Volvo в 2008 году и способна на малых скоростях самостоятельно остановить машину, если перед ней вдруг возникнет препятствие.
В ближайшие два-три года мировой авторынок ждет настоящий бум новых опций, которые кардинально повысят автономность передвижения автомобиля. Уже в конце нынешнего — начале будущего года некоторые производители начнут продавать машины с функцией автопилота для движения по трассе на одной полосе (машина в рамках одной полосы на скоростной дороге сможет ехать полностью самостоятельно). Чуть позже эта опция будет расширена до возможности смены полосы в автоматическом режиме, например для обгона. В этом и будущем году многие компании обещают оснастить свои модели и функцией автопилота для пробок (электроника будет полностью брать на себя управление на малой скорости в условиях плотного транспортного потока).
На подходе еще она впечатляющая опция (ее обещают в 2018 году) — полностью автономная парковка. Приезжаете вы, допустим, в торговый центр, выходите из машины, нажимаете кнопку, и автомобиль самостоятельно отправится искать место на стоянке и сам запаркуется. Ну а транспортные средства с опцией городского автопилота (машина будет полностью автоматически передвигаться в мегаполисе) должны стать массово доступными к 2022 году, а к 2025-му, как уже упоминалось выше, на дорогах массово появятся полностью автономные автомобили.
Электроника надежнее человека
С технологической точки зрения ключевой элемент систем автономного вождения — так называемые сенсорные технологии: разного рода датчики и камеры, которые способны распознавать и оценивать ситуацию вокруг автомобиля. В частности, это ультразвуковые радары, а также так называемые лидары (они используют технологию лазерного дальномера). Инженеры утверждают, что сейчас эти системы способны в мельчайших подробностях отслеживать ситуацию вокруг автомобиля. Например, Google заявляет, что его оборудование может оценивать обстановку на расстоянии, эквивалентном двум футбольным полям.
Одновременно с работой датчиков автономный автомобиль сверяет правильность маршрута по электронным картам (с помощью систем геопозиционирования, то есть посредством привычных нам навигаторов). Большие надежды инженеры возлагают и на так называемые системы connectivity — связи автомобилей с окружающими предметами, когда автомобили обмениваются сигналами и информацией друг с другом, а также со светофорами и другой дорожной инфраструктурой. В самом же автомобиле ставка делается на автоматизированные системы торможения и руления.
Конечно же, всех волнует вопрос, насколько безопасны все эти технологии и насколько спокойно можно будет передвигаться в машинах-роботах? Разработчики всячески успокаивают общественное мнение, они говорят, что автономные машины даже безопаснее управляемых человеком. Инженеры подчеркивают, что все системы в робомобилях создаются таким образом, чтобы электроника была способна дублировать и подстраховывать свои функции. Например, если за руление машины отвечает «умная» рулевая рейка, то при ее выходе из строя совершить экстренный поворот машина сможет с помощью работы системы курсовой устойчивости (ESP). «Для обеспечения максимальной стабильности работы системы в случае выхода из строя одного из этих элементов в качестве страховки в автономных автомобиль должна быть встроена резервная система, — говорит Дирк Хоайзель, член правления компании Bosch. — Например, наша компания уже предлагает оптимальное в этом случае решение для тормозов: две наших системы — iBooster (электромеханический усилитель тормозов) и ESP (система курсовой устойчивости) — могут каждая сама по себе самостоятельно останавливать транспортное средство без участия водителя».
По словам разработчиков, электроника работает во много раз надежнее человека: согласно статистике, более 90% аварий на дорогах случается по вине людей. И распространение автономных систем вождения сможет кардинально снизить аварийность и смертность на дорогах.
источник: expert.ru
В ближайшие годы автомобили получат новые опции частичной автономности, например систему автономной парковки с помощью смартфона, которая разработана и успешно испытана компанией Bosch
В качестве примера можно привести работу автопилотов в авиации. «Автопилоты в авиации применяются довольно успешно еще с 1930-х годов, — указывает Азат Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ. — Поначалу к системам автоматического управления в самолетах тоже относились с недоверием, но сегодня без таких устройств не обходится ни одно современное воздушное транспортное средство. Появление автопилотов сильно облегчило работу летчиков, особенно при перелетах на дальние расстояния. В автомобилях развитие автопилотов, скорее всего, пойдет по тому же сценарию: сначала к ним будут относиться настороженно, но потом они займут свое место на рынке».
Хотя стоит отметить, что и с автопилотами случаются инциденты. Например, крупнейшая авиакатастрофа в Китае — крушение самолета Ту-154 в 1994 году, когда погибло 160 человек. Эта авария произошла в результате неправильной работы автопилота, однако он вышел из строя не из-за сбоя электроники, а потому, что его неправильно подключили. Кстати, и Google недавно признал, что их роботизированные «гугломобили» тоже попадали в аварии. Всего было 11 инцидентов, в результате которых, впрочем, никто не пострадал. Представители компании утверждают, что эти ДТП были совершены не по вине роботов, а в результате действий других участников дорожного движения, то есть вследствие того же человеческого фактора.
Автопилот по-российски
Помимо необходимости формирования позитивного общественного мнения в отношении автономных систем вождения в ближайшие годы придется серьезно менять в этом отношении и законодательство. В большинстве стран сегодня действует Венская конвенция о дорожном движении 1968 года, в соответствии с которой водители при любых обстоятельствах должны сохранять контроль над своими транспортными средствами. То есть автоматизированное вождение на законодательном уровне почти нигде не допускается. Правда, есть и исключения: например, в американском штате Невада беспилотное вождение уже разрешено законом, даже создан дизайн номерных знаков для роботизированных транспортных средств.
Интересно, что в деле развития автономных систем вождения значимые позиции на мировом рынке стремятся занять и российские разработчики. Например, сейчас российская компания Cognitive Technologies разрабатывает свою систему автономного вождения для ведущего российского производителя грузовиков — КамАЗа.
Кстати, работы эти активно поддерживаются государством: в течение ближайший четырех лет Минпромторг обещает выделить на развитие этого проекта 18 млрд рублей.
По словам Ольги Усковой, директора Cognitive Technologies (см. «Автопилот для КамАЗа»: опережая Google», «Эксперт», № 9 за 2015 г.), тестовые испытания беспилотного КамАЗа начнутся уже этим летом. А через два года созданные на основе этих разработок системы помощи (система слежения за рядностью движения, функция автоматического экстренного торможения) появятся на серийных КамАЗах. К 2018 году КамАЗы без водителей уже смогут ездить на закрытых территориях, Например, это могло бы быть целесообразно на каком-нибудь складе или при перевозке зерна с поля на элеватор. А в 2020 году, то есть раньше, чем обещают зарубежные компании, российский беспилотный грузовик уже может появиться на дорогах общего пользования.
Российские разработчики утверждают, что наши системы автопилотов более совершенны, чем зарубежные, — прежде всего потому, что те изначально ориентированы на идеальную дорожную инфраструктуру с хорошей, четкой разметкой, указателями и проч. «Преимущество разработанной нами системы автономного вождения — определение границ дороги по мельчайшим признакам, — рассказывает Ольга Ускова. — Наша система создает так называемый виртуальный тоннель, то есть выделяет полосу, по которой движется транспорт. Другая важная задача нашей разработки — автоматическое выделение других движущихся транспортных средств на дороге, а также определение знаков: система даже при перегруженном информационном пространстве, например в виде рекламы, должна понимать, что у дороги стоит тот или иной знак. С задачами выделения дороги и знаков мы фактически уже справились; функция же определения других участников движения и пешеходов еще находится в стадии доработки. С нами уже ведут переговоры несколько ведущих иностранных автопроизводителей, но уже не о покупке технологий, а о приобретении самого узла. И если все пойдет по плану, то у нас появится возможность встать на один уровень с мировым автопромом, быть одной из держав, которая равноправно участвует в развитии беспилотных автомобильных систем».
От этого будущего никуда не деться, сначала бомбилы без работы остануться, потом машнисты с пилотами, потом все люди. Останется только миллионов 10 миллиардеров.