Комментарии участников:
Но попытки Путина обратиться к этим вопросам не уменьшили напряжение на лицах слушателей. Так, он предположил, что рекордно низкий курс рубля — результат действий таинственных «валютных спекулянтов», а не того, о чем знают все — западных санкций, введенных США и ЕС после аннексии Крыма, помноженных на длящееся пять месяцев снижение цен на нефть, которая является главной статьей российского экспорта.
Чтобы остановить экономический спад, Путин приказал российскому Центральному банку и прочим контролирующим органам выследить этих спекулянтов, чтобы они прекратили свои игры с рублем. «Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть», — заявил Путин. Услышав это заявление, известный экономист и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина опустила голову и как будто вздрогнула. Напряженно сидевший на стуле в другом конце зала министр финансов Антон Силуанов продолжал машинально кусать нижнюю губу, когда Путин излагал свою экономическую дорожную карту.
Вскоре стало ясно, что никакой дорожной карты у Путина нет. Его идеи о том, как справиться с изоляцией со стороны Запада и с рецессией, которая наверняка наступит в будущем году, вертелись вокруг набившего оскомину плана «импортозамещения», в рамках которого Россия должна ликвидировать свою зависимость от зарубежных технологий, продовольственных и потребительских товаров, начав производить все необходимое дома. «Мы также должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции», — сказал он.
Но в ближайшей перспективе это просто невозможно, о чем заявил видный экономист и бывший заместитель председателя российского Центробанка Сергей Алексашенко. Дело в том, что Россия никогда не производила в больших количествах технику, которая нужна ее современным отраслям и предприятиям для нормального функционирования. «Даже казалось, что Путин вышел на трибуну не потому, что хотел сказать что-то важное, а лишь потому, что это нужно было сделать в соответствии с конституцией, — написал Алексашенко в своем анализе путинского выступления. — Поверхностный анализ ситуации, отражает оторванность от жизни и „другую реальность“, в которой живет сегодняшний Кремль».
В последние недели истэблишмент в Москве в большей мере тревожат даже не сами санкции, а отсутствие у Путина практических замыслов по решению экономических проблем России. «Элита бизнеса, близкие к Путину люди, в их рядах налицо нервозность, какой мы не видели долгое время, — рассказал по телефону из Калифорнии бывший американский посол в Москве Майкл Макфол, который сегодня занимается российскими исследованиями в качестве старшего научного сотрудника Гуверовского института при Стэнфордском университете. — Я не знаю, является ли это чрезмерной реакцией, но я ощущаю эту нервозность, исходящую от знакомых мне людей. Они вели себя очень самоуверенно. У них было много бравады, которую я сегодня не наблюдаю».
Этой бравады не наблюдалось и после выступления президента, когда высокопоставленные руководители покидали Георгиевский зал. Когда они шли к лестнице, их преследовали телеоператоры и журналисты, требуя информации о падении рубля. «Если вы знали, что есть спекулянты, то почему вы не остановили их еще несколько месяцев назад?» — требовательно спрашивал корреспондент государственного Первого канала у каждого чиновника, которого ему удавалось поставить перед камерой.
Кое-кто из ближайших соратников Путина пытался бодриться, но у них уже не было той вызывающей самоуверенности, которую они источали после присоединения Крыма. Главный кремлевский эксперт по Украине и ключевой экономический советник Сергей Глазьев не придал особого значения сегодняшнему дефициту энтузиазма в отношении путинского выступления.
«Аплодисменты — субъективная мерка, — заявил он, забирая из гардероба свою меховую шапку. — Кроме того, нельзя сравнивать ситуацию сегодня с тем, что было после Крыма». Действительно, прошедшие девять месяцев ослабили не только энтузиазм России, но и ауру дерзкой непобедимости президента.
Но на сей раз Путина наградили гораздо более сдержанными аплодисментами.Даже не учитывая эффект от возврата Крыма — в этом выступлении он говорил по большей части тоже самое, что и говорил тогда.
Причины понять нетрудно. Накануне путинского выступления на южном фланге России снова возникла проблема вооруженного сепаратизма, которая является гораздо более актуальной и неотложной, чем военная угроза со стороны Украины.В мусорку.
Ах, это что-то зарубежное… Тогда я погорячился, можно и почитать.
Хотя тезис все равно предельно ошибочен.
Хотя тезис все равно предельно ошибочен.
Завидует сучонок. А если б был ещё один Крым. То было бы и вставние и овации. Почему-то не пишет что когда в сшп выступает черножопый божок, половина аудитории вообще уходит.
???? Бессвязное? Нервирует элиту? По-моему, эта статья бессвязная. А сама элита в курсе, что она нервируема? ))
А должно было быть так:
Путин всех поразил свои выступлением. Выступление проходило на Казанском вокзале, том самом богато украшенном помещении, где ночуют десятки тысяч бездомных москвичей. Путин сам открыл тяжелые золоченые двери, и вошел не своей привычной походкой, а пританцовывая и подпрыгивая, как боксер на ринге. Он всех удивил, выдвинув новые лозунги о преклонении перед Западом: «Россией признает, что сопротивление бессмысленно». И потом: «Западу удалось добиться военного превосходства над Россией»… Зал аплодировал стоя
Американские агенты влияния так дружно и синхронно заговорили про ретроспективу, что сразу показали очевидность скоординированности. По этой «ретроспективе» можно всех агентов на наших СМИ вычислить. Надо же так подставить свою секретную пятую ногу.
У тебя логика подростка. Если все говорят об ОЧЕВИДНОМ, то это ЗАГОВОР!
Ты не можешь понять, что речь Путина вызвала У ВСЕХ ощущение нафталина?! Он ВСЕ ТОЖЕ самое говорил все 15 лет, ну кроме Древней как ее там блядь в Крыму
Ты не можешь понять, что речь Путина вызвала У ВСЕХ ощущение нафталина?! Он ВСЕ ТОЖЕ самое говорил все 15 лет, ну кроме Древней как ее там блядь в Крыму
«Выступление утешения не принесло». Западная пресса о послании Путина
Возведение Крыма до статуса священной земли для России вызвало недоумение и презрение со стороны историков и комментаторов
В четверг, 4 декабря, Владимир Путин в Кремле огласил очередное ежегодное послание Федеральному собранию, которое началось с обещания «соответствовать и времени, и условиям, в которых мы живем, тем задачам, которые перед нами стоят», но надежд на действительное решение задач не оправдало, – это отметили не только российские, но и зарубежные комментаторы. Slon собрал реакцию зарубежной прессы на выступление президента.
Time
Московский корреспондент Time Саймон Шустер вспоминает, что в том же Георгиевском зале Кремля, где Путин произносил речь 4 декабря, он в марте объявил о намерении аннексировать Крым.
«Но была одна большая разница: реакция. Состав аудитории был такой же, <…> но аплодисменты Путину в этот раз были гораздо более приглушенными. Ни одна стоячая овация не прервала выступление, и даже самые подходящие для этого слова («Наша армия вежливая, но грозная») заслужили только довольное хихиканье и сдержанные хлопки».
«Попытки Путина обратиться к проблемам [девальвации рубля и роста розничных цен в России] не стерли напряжение с лиц его слушателей. Например, он предположил, что в рекордном падении рубля виноваты загадочные «валютные спекулянты», а не то, о чем все знают, – санкции Запада, введенные в ответ на аннексию Крыма, помноженные на 5-месячное снижение стоимости основы российского экспорта – нефти».
«Отсутствие у Путина практического представления о том, как решать проблемы российской экономики, в последние несколько недель нервирует элиты в Москве даже, возможно, больше, чем сами по себе санкции».
Bloomberg
Корреспонденты Bloomberg Илья Архипов и Степан Кравченко отмечают, что «новый миф Путина о Крыме-как-Иерусалиме» (президент назвал полуостров «сакральным местом» и сообщил, что он имеет такое же значение для России, «как Храмовая гора в Иерусалиме для мусульман и иудеев») озадачил историков.
«Возведение Крыма до статуса священной земли для России вызвало недоумение и презрение со стороны историков и комментаторов. <…> «Князь Владимир был князем киевским, а не московским, и это может только подчеркнуть права Киева, а не Москвы, на Крым», – сказал Андрей Зубов, российский историк и политолог».
Bloomberg View
Обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский называет нынешнее послание «самым жалким за всю чрезвычайно удачливую карьеру» президента и обращает внимание на экономическую составляющую речи.
«Если кто-то ждал, что Путин презентует связный план выживания российской экономики в условиях низких нефтяных цен, он был разочарован. Наверное, самой большой экономической новостью было предложение амнистии для капиталов, возвращающихся в Россию из офшоров, – это тоже звучало слегка нелепо на фоне рекордного оттока капитала ($85,2 млрд по оценке ЦБ). Российский бизнес не желает «перевернуть офшорную страницу», как раз наоборот».
«У Путина, похоже, нет для российской экономики никакого среднесрочного или долгосрочного плана, который соотносился бы с двойным действием снижающихся цен на нефть и санкций. Ему так везло в течение карьеры, пока сырьевые цены поддерживали его самомнение, что сейчас, когда тенденция изменилась, он в растерянности».
New York Times, публицист и журналист NYT Нил Макфаркар
«Путин пытался изобразить себя лидером, который крепко держит в руках славную судьбу России, – видение, находящее отклик у его сторонников. Однако его критики посчитали речь совершенно не соответствующей ситуации, если не бредовой: Путин не признал ни масштаба проблем, ни собственной роли в их создании».
BBC, Сара Рейнсфорд, журналист
«Окончательный вариант ежегодного послания Владимира Путина пишется лично президентом и обозначает его приоритеты на следующий год. И послание говорит о том, что он будет гнуть свою линию по поводу кризиса на Украине: в Киеве случился «захват власти», а Крым для России – это священная земля, и так будет всегда.
Владимир Путин обвинил Запад во вмешательстве во внутренние дела России и в использовании санкций для того, чтобы сдержать ее на пути к независимости. Его ответ – клич, призывающий русских сплотиться для блага их страны. <…> Но люди начинают ощущать экономические последствия вызывающего поведения их президента. Тем, кого это волнует, выступление утешения не принесло».
Guardian, Шон Уолкер, корреспондент в Москве
«Аналитикам было интересно, возьмет ли президент примирительный тон на фоне ослабления рубля и испорченных отношений с Западом. Но вместо этого Путин начал с ожесточенной защиты аннексии Крыма <…> и сказал, что, если бы событий в Крыму не произошло, Запад просто нашел бы другой повод наложить на Россию санкции».
«Аудитория часто прерывала его аплодисментами, которые почти полностью создавались назначенными Кремлем главами регионов и прокремлевскими парламентариями. Но энтузиазм казался более вялым, чем в прежние годы».
ну-ну.
Что-то другие президенты со своими посланиями и в телемостах с народом не выступают.
Их некому обсуждать.
Что-то другие президенты со своими посланиями и в телемостах с народом не выступают.
Их некому обсуждать.
Не подскажете, сколько всего есть других президентов? И сколько из них выступает с посланиями, а сколько — нет?