[ «А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою»] Вышел новый роман Владимира Сорокина «Теллурия» — утопия, в которой России в ее нынешнем виде наконец-то не стало

отметили
24
человека
в архиве
[ «А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою»] Вышел новый роман Владимира Сорокина «Теллурия» — утопия, в которой России в ее нынешнем виде наконец-то не стало
Конец XXI века. В далеком прошлом осталось постиндустриальное общество вместе с глобализацией и массмаркетом. В мире настало просвещенное средневековье. В реальность вернулись лошади, кубки, тканые платья, ярмарки, незамутненный смысл.

Европа пережила мусульманское нашествие, Россия — несколько великих смут. Теперь все государства в Евразии распались на маленькие княжества, которые населяют обычные люди, великаны и лилипуты. В каждом — свой политический режим.

Универсальными ценностями, а также приметами будущего служат «умницы» — персональные сверхкомпьютеры, роботы и редкие и дорогостоящие теллуровые гвозди для вбивания в голову.

Теллур одинаково ценится во всех государствах, но везде, кроме самой Теллурии, месторождения этого металла и по совместительству идеальной страны, считается наркотиком.

Новый роман Сорокина — не вполне роман. Это 50 разнородных фрагментов, описывающих вселенную недалекого теллурового будущего: рассказы, монологи, пьесы, статьи, воззвания, сказки. Такую же структуру имеет «Сахарный Кремль», написанный по мотивам мира «Дня опричника». Вместо монолитного, сложно смонтированного текста — множество независимых друг от друга кусков, в своей сумме создающих вполне романный объем. Таким образом Сорокин изящно обходит вопрос о смерти большой формы. К тому же это просто очень удобно, учитывая, что автор всегда стремился преодолеть формат, разрушая повествование многочисленными вставными конструкциями.

В «Теллурии» разрушать ничего не нужно, здесь все и так распалось и разъединилось.

Утопия Сорокина во многом продолжение антиутопии «День опричника». Великая Русская стена пала («разворовали кирпичи»), империя погибла, на смену ей пришли маленькие автономии, причем не национальные — все национальности перемешались и равномерно рассеялись — а политические.

Московия пострадала от сорокинского сарказма больше всех — к концу XXI века бывшая столица, «череп империи», окутанная запахом картофельной шелухи, покоится на двух духовных скрепах — православии и коммунизме.

Но метафизика места сохранилась — сюда до сих пор проще въехать, чем выехать.

Как только пала последняя надежда империализма, появился спрос на традиционные ценности.

Вместо космополитов и глобального потепления — фольклор и лубок.

Не в духе представителей подземной секты из «Голубого сала», сношающихся с землей, утрированная «русскость» здесь гармонична.

«Теллурия», как и полагается утопии, благостна. Это ни в коем случае не исключает опознавательных знаков сорокинской прозы — сцен оргий, педофилии, гомосексуальных героев, обилия фекалий, каннибализма.

Просто текст «Теллурии» неожиданно лишился самого нерва, злобы. Все такой же цветистый и фактурный, он перестал быть тоталитарным, перестал быть «литературностью как таковой, мясом письма, равнодушным к собственной семантике», как писал о сорокинской прозе Вячеслав Курицын после выхода «Голубого сала».

источник: img.gazeta.ru
Добавил suare suare 17 Октября 2013
Комментарии участников:
suare
0
suare, 17 Октября 2013 , url
Текст «Теллурии» утончился, облагоразумился, очеловечился, уподобившись реальности, описываемой в тексте: «мир наконец-то стал человечного размера» — так описывает его вселенную Сорокин.

Правда, рецидивы злостного сарказма у автора все же случаются, особенно как только речь заходит о современности, особенно литературной. Так достается и «буддисту Виктору Олеговичу», наблюдающему, как с Болотной площади в Московский метрополитен сливается pro-тесто, и Поэту Поэтовичу Гражданинову («и этот хлопок почему-то назывался «оппозиция»):

кочующие философ и поэт едят человеческие мозги на привале — сорокинская классика.

Автору, разумеется, очень трудно пройти мимо своих любимых политических персонажей — Володе, Мише и Вовочке за то, что развалили страну, говорится отдельное спасибо.

По «Теллурии» ясно видно, что взаимоотношения писателя Сорокина с понятием государства сложные, даже романтические. Постоянное вращение автора вокруг разнообразных геополитических инсинуаций, конечно, можно отнести на счет исторических родовых травм (рефлексии писателей на тему создания и крушения СССР уже давно стали признаком дурновкусия, отдающего прогорклым духом кухонных разговоров о политике), а можно толковать его как изощренный источник вдохновения.

Сорокин разрушает, обнуляет идею государственности и тут же ее многократно воспроизводит.

Человек и Государство сливаются в едином порыве («высшее счастье человека — жизнь ради Совершенного государства») и тут же начинают отрицать существование друг друга.

Распавшаяся Россия, которая — ура! — больше никогда не будет пожирать своих граждан, существует наравне с Теллурией, где просвещенный правитель-француз каждый день облетает свои края и разделяет пищу с преданным ему народом. Девиз государства Теллурия гласит: «Мир и сила в единстве». Но в окружающей реальности именно этого единства и нет. Теллурия — это коллективная наркотическая галлюцинация, проявление творческой мощи под воздействием вбитого в голову гвоздя. Пожалуй, то единственное, что может стать больше, сильнее, важнее, чем тяга к блаженному распаду.
suare
-1
suare, 17 Октября 2013 , url
Глазами взвила ввысь стрелу.
Улыбку убери твою!
А сердце рвется к выстрелу,
а горло бредит бритвою.


В бессвязный бред о демоне
растет моя тоска.
Идет за мной.
к воде манит.
ведет на крыши скат.
«Человек» (Владимир Владимирович Маяковский 1916-1917)
источник: vmayakovsky.ru
Buffoon
+1
Buffoon, 17 Октября 2013 , url
круто. Надо бы почитать. Сорокин крутой дядька. Хармс наших дней однако…
p.s. кстати недавно видел его в дьютике Ираклиона, какой-то он слегка пузатый стал)))
p.p.s. suare suare, коллега, спасибо за интересную новость.
партизан
+1
партизан, 18 Октября 2013 , url
Сорокин крутой дядька. Хармс наших дней однако…
0_о
Так и захотелось накидать подборку цитат из Голубого сала.
Buffoon
+1
Buffoon, 18 Октября 2013 , url
Хармса-то читали (ну кроме детского творчества)? У него между прочим даже каннибализм был, это к слову.
Они абсурдисты, воспринимать их в прямом смысле противопоказано для психики… Или вы за этих идиотиков-нашистов, которые его книги в импровизированный унитаз спускали?
партизан
+1
партизан, 18 Октября 2013 , url
Хармса-то читали (ну кроме детского творчества)?
Признаюсь для меня Хармс детский писатель, ни о каком его каннибализме не слышал.

Что касается Сорокина — брался за него пару раз, под влиянием друзей филологов, но так и не смог перебороть в себе отвращение к этому чтиву.
Buffoon
+1
Buffoon, 18 Октября 2013 , url
у Хармса и детские произведения некоторые такие, что волосы дыбом встают))) А если серьезно, то не читайте, если вам Сорокин так не понравился. Это литература ОЧЕНЬ на любителя.

p.s. мне например очень нравится. Люблю абсурдистов. Кстати детский журнал Трамвай (Тим Собакин наше все!) и детский мультжурнал Веселая Карусель часто в формате абсурда выпускали поистине гениальные вещи!

p.p.s А про каннибализм — был у Хармса один прикольный рассказик, когда один мужчина съел ухо своей сожительницы, а потом отрезал ногу, так что Хармс тот еще автор))) И судьба у него очень тяжелая выдалась… Жаль.
Barban
0
Barban, 18 Октября 2013 , url
Все ненавидят Россию. И сама она не чужда этого же чувства к себе же. «Мы создали вас таким, чтобы не совестно было убивать»


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать