Комментарии участников:
Ничего удивительного: ТВ — «бесплатно» (символическая абонентская плата за коллективную антенну), радио — бесплатно и можно слушать в машине или в кровати с кучи устройств — плееров, мобильников и т.п., а за интернет и газеты надо платить.
Вместе с тем в исследовании отмечается, что российский рынок в целом не готов к повсеместному введению платы за контент, исключение составляют три сектора: деловая и финансовая информация, нишевой и узкоспециализированный контент, а также сегмент изданий B2B. В исследовании приняли участие руководители ведущих российских СМИ и медиаэксперты.
По мнению медианалитиков, в остальных сегментах бесплатной информации слишком много, а настоящего эксклюзива слишком мало. «К тому же издатели говорят о том, что технология введения paywall (система взимания платы за контент) достаточно дорогая сама по себе, и отбить расходы даже на администрирование платного доступа сложно», — говорится в докладе.
Модель платного доступа может оказаться успешной в том случае, если paywall вводится на страновом уровне в результате соглашения между СМИ, как это произошло в Словакии и Словении по инициативе Piano Media, полагают авторы исследования.
На фоне роста доверия к интернет-СМИ наблюдается обратная тенденция по отношению к телевидению как источнику информации. «В 2012 году, по данным ФОМ, только 57% опрошенных респондентов назвали телевидение источником, которому они доверяют больше всего. Для сравнения, в 2010 году доля таких респондентов составляла 71%. Особенно заметны эти тенденции среди интернет-пользователей», — отмечается в докладе.Всё меньше доверяют, но предпочитают халявное.
Кроме того, авторы исследования указывают на существенный рост аудитории, читающей новости с мобильных устройств. Наряду с этим возросло и число подписчиков на аккаунты СМИ в социальных сетях, что привело к необходимости серьезно задуматься об оценке эффективности взаимодействия медиа с аудиторией Facebook и «ВКонтакте», считают авторы работы.
Понимание важности информации, которой доверяешь настолько, что готов за неё платить (доказательной), в народе пока невелико, в основном этому придаёт значение «продвинутая» аудитория цифровых информационных каналов. Кстати, среди контингента социальных сетей и нашей в том числе такое расслоение тоже наблюдается.