Комментарии участников:
Организацией продаж «ВАЗов» за рубежом занимался «Автоэкспорт», чей оборот к середине 80? х составлял $6 млрд. Существовало два канала продвижения бренда: первый, через официальные издания и мероприятия «Автоэкспорта», второй – силами авторизованных дилеров. Задействованы были самые ходовые технологии того времени: реклама в профильных печатных изданиях, телевизионная реклама с привлечением звезд, участие в известных гонках типа «Париж—Дакар» и «Тур Европы», организация собственных рекламных туров.
В Великобритании и Ирландии, в которых в рекордном 1988 году было продано 33 000 автомобилей, в рекламе Lada снялся сверхпопулярный дуэт комиков Cannon&Ball, одноименное шоу которых продержалось 12 сезонов на британском ТВ. Они призывали зрителей сделать выбор в пользу тольяттинских автомобилей, делая упор на первоначальный взнос в 99 фунтов и обилие дополнительных бонусов: сервисное обслуживание, бесплатная страховка автомобиля и жизни покупателя и т. д.
Отличительной чертой марки Lada для западных потребителей всегда было конкурентное соотношение цена-качество. «Щетки на фарах, ремни безопасности на заднем сиденье, настраиваемые из салона боковые зеркала. Вы ожидаете машину класса люкс с этими опциями. Но цена этой машины – лишь ?2895», было написано в рекламном плакате Lada Riva (ВАЗ-2105).
Самой успешной экспортной моделью «АвтоВАЗа» стал ВАЗ-2121 «Нива». Экспортное наименование – Lada Niva. Эту машину принято считать родоначальницей класса кроссоверов. До появления «Нивы» в 1978 году внедорожники были громоздкими и очень дорогими. «Нива» изменила все. Благодаря низкой цене она позволила большему количеству людей завести себе 4х4, а благодаря своей многофункциональности быстро вытеснила продукцию конкурентов и в первый же месяц продаж заняла 40% европейского рынка. И в дальнейшем Niva продолжала лидировать в своем классе в течение 15 лет.
К концу 80? х владельцев «Нивы» в Европе стало так много, что был организован специальный пробег через французские, швейцарские и итальянские Альпы. Предприимчивый Жан-Жак Пок, французский дилер «АвтоВАЗа», организовал даже специальный женский пробег «Troph?e des Gazelles», в котором приняли участие исключительно хозяйки «Нив».