Тольятти напрягся в ожидании уличных выступлений рабочих с «АвтоВАЗа». Спецслужбы прослушивают телефоны активистов, в то время как администрация завода предоставляет им «черные списки». За тем как город готовится к митингам, наблюдал корреспондент «Газеты.Ru».
С приближением даты протеста рабочих «АвтоВАЗа» против массовых сокращений, администрация завода усиливает борьбу с недовольными. «Одним угрожают увольнением в первую очередь. Другим, наоборот, говорят: выйди из независимого профсоюза, мы тебя на доску почета повесим», – рассказывает главный бунтарь завода, наладчик Петр Золотарев. Он глава независимого профсоюза «Единство», организующего 17 октября в Тольятти протестный митинг.
Добраться до него непросто даже на такси: профсоюз сидит в самом, наверно, отдаленном из автовазовских зданий на окраине Тольятти. Вокруг здания – безлюдные осенние огороды, напротив окон профсоюза расположилась стая бродячих собак.
Само «Единство» занимает одну-единственную комнатку в конце коридора на первом этаже, в которую едва вмещается красное знамя-транспарант и столы руководства.
День протеста, признает Золотарев, выбран специально: накануне автовазовцы, наконец, узнают пофамильно, кого из них уволят к концу года. До сих пор протестные акции Золотарева собирали по полтысячи–тысяче человек. Теперь их может оказаться во много раз больше. Впрочем, пока что «Единство» переживает не приток, а отток сторонников. «Они стараются показать свою лояльность руководству, – поясняет Золотарев, ничуть этим явлением не смущенный. – Чтобы не попасть в число уволенных».
Надо сказать, что в официальных внутренних документах завода слова «увольнение» и «сокращение» вообще не встречаются. Все это называется «освобождением работников». Тем не менее свободы практически никто не хочет, несмотря на упавшие вдвое зарплаты, с одной стороны, и компенсацию, которую обещают уходящим добровольно (от 97 до 170 тысяч рублей). Логика, поясняют профсоюзники, простая: на 100 тысяч можно начать новую жизнь только в деревне. А немалую часть рабочих «АвтоВАЗа» составляют именно те, кто в свое время вырвался из деревни, переехав из соседних сел на производство. Для них эти компенсации значат гораздо меньше, чем возможность и дальше работать в городе. Рабочие согласны перетерпеть отсутствие средств на жизнь (терпели же в 90-е), если сохранится хотя бы надежда, что потом все наладится, вернутся приличные зарплаты, которые позволят выплатить ипотеку.
А также отпуска, путевки и льготные автомобили («семерку» еще в прошлом году работник завода мог купить за 160 тысяч рублей; сейчас программу прикрыли).
проблема (1)