О, ты такая сильная, такая красивая. Ты самая лучшая.
Я говорю о тебе, Америка. Ты … да что там, ты просто необыкновенная!
Не кажется ли вам, что страна, чьи политики постоянно твердят о ее исключительности, кажется какой-то ненадежной? Что население, нуждающееся в постоянных заверениях в величии своей страны – это верный признак ее приближающегося упадка?
Консервативное применение идеи американской исключительности в качестве политического оружия в наши дни наглядно показывает ее порочность. Есть нечто неправильное в том, что первое в истории страны поколение американцев, которое менее образованно, чем их родители, ощущает острую потребность в напоминании о собственной уникальности. А также в том, что поколение, отказывающееся платить по колоссальным долгам страны и передающее их по наследству, а также живущее в условиях хронически недееспособного политического процесса (а есть и другие беды), требует от своих руководителей, чтобы они и дальше превозносили сказочное величие Америки. Это особенно верно сейчас, когда другие страны дают своим гражданам больше возможностей для восхождения по социальной лестнице, и демонстрируют более высокие темпы роста и лучшие экономические показатели, чем мы. В этих условиях разговоры об американском величии и исключительности это вряд ли самая лучшая мера – ведь раньше мы по этим показателям опережали всех.
Не лучше ли вселить уверенность в души американцев разговорами о том, что мы в состоянии решить проблемы нынешнего момента? Не лучше ли доказать свою исключительную успешность в решении этих наших общих проблем?