С мыслями о музыке: заявление Стива Джобса

отметили
2
человека
в архиве
С мыслями о музыке: заявление Стива Джобса
6 февраля в неожиданном для Apple формате, на сайте появилось заявление главы компании, Стива Джобса, под скромным названием "Thoughts on Music" (Мысли о музыке). Оно может привести к достаточно серьезным последствиям для музыкальной индустрии, поэтому публикуем его примерный перевод:

"В связи с ошеломляющим успехом плеера Apple iPod и он-лайн магазина музыки iTunes Store, некоторые призывали Apple открыть свою систему управления цифровыми правами (DRM, digital rights management), которую Apple использует для защиты музыки от воров, чтобы музыка, приобретенная через iTunes, могла бы быть воспроизведена на устройствах других производителей, а защищенная музыка, приобретенная в других он-лайн магазинах могла бы воспроизводиться на iPod. Давайте исследуем данную ситуацию, поймем, почему мы к ней пришли и посмотрим на три альтернативных варианта в будущем.

Для начала полезно вспомнить, что все iPod-ы воспроизводят музыку, свободную от всяких DRM и кодированную открытыми форматами, такими как MP3 и AAC. Пользователи iPod могут и обзаводятся музыкой из многих источников, включая их собственные CD. Музыка на CD может быть легко импортирована в свободно скачиваемый iTunes, который работает как на Mac, так и на PC и который автоматически кодирует ее в открытые форматы AAC или MP3 безо всяких DRM. Эта музыка может воспроизводиться на iPod-ах или на любых других плеерах, которые поддерживают эти открытые форматы.

Все трения возникают с той музыкой, которую Apple продает через свой он-лайн магазин iTunes Store. Так как Apple не имеет и не контролирует никакой музыки сама, ей необходимо лицензировать права на ее дистрибьюцию у других музыкальных компаний, в основном у так называемой "большой четверки": Universal, Sony BMG, Warner и EMI. Эти четыре компании конролируют дистрибьюцию более 70% музыки в мире. Когда Apple вела с ними переговоры о лицензировании их музыки для легальной дистрибьюции через интернет, они были очень осторожны и требовали Apple защитить их музыку от нелегального копирования. Решением стало создание DRM-системы, которая вкладывает каждую песню, приобретенную в iTunes Store в специальное секретное программное обеспечение с тем, чтобы композиция не могла воспроизводиться на неавторизованных устройствах.

Apple в ходе переговоров смогла договориться о таких условиях, которые позволяют пользователям воспроизводить их DRM-защищенную музыку максимум на пяти компьютерах и на неограниченном количестве iPod-ов. Достижение такой договоренности со стороны музыкальных компаний было беспрецедентным на то время и даже сегодня такие условия не имеют большинство других музыкальных сервисов. Тем не менее, ключевым положением нашей договоренности с музыкальными компаниями было то, что если наша DRM-система будет скомпрометирована и их музыка будет воспроизводиться на неавторизованных устройствах, у нас будет только несколько недель на исправление проблемы, иначе же они могут отозвать назад весь свой каталог музыки из нашего iTunes Store.

Для предотвращения нелегальных копий, DRM-система должна позволять воспроизводить защищенную музыку только авторизованным устройствам. Если копия песни, защищенной DRM, оказывается в интернете, то она не должна воспроизводиться на компьютере или плеере того человека, который ее скачает. Для достижения этой цели, у DRM-системы есть свои секреты. Нет иной теории защиты контента, кроме как хранить секреты. Другими словами, если кто-то использует самые совершенные криптографические алгоритмы для защиты музыки, он должен по-прежнему прятать ключи, которые открывают музыку для пользовательского компьютера или портативного музыкального плеера. Никто еще никогда не изобретал такой DRM-системы, которая не требовала бы секретов для своей работы.

Проблема, конечно, заключается в том, что в мире есть много умных людей, некоторые из них с большим количеством свободного времени, которые любят раскрывать такие секреты и публиковать их, для того, чтобы все желающие смогли получить бесплатную (и ворованную) музыку. Часто они достигают в этом успеха, поэтому каждая компания, пытающаяся защитить свой контент, используя DRM-систему, должна регулярно обновлять ее новыми и более сложными для раскрытия секретами. Это игра в "кошки-мышки". Apple использует DRM-систему под названием FairPlay. Несмотря на то, что у нас было несколько брешей в FairPlay, мы смогли их успешно устранить, обновляя программное обеспечение интернет-магазина iTunes Store, плеера iTunes и прошивки iPod. Так что пока мы соблюдаем наши обязательства перед музыкальными компаниями о защите их музыки и предоставляем пользователям самую либеральную систему, доступную в индустрии легально скачиваемой музыки.

Теперь, имея такую предысторию, давайте рассмотрим три различных альтернативы на будущее.

Первая альтернатива — продолжить двигаться существующим курсом, когда каждый производитель свободно использует свою собственную систему от начала и до конца, для продаж, воспроизведения и защиты музыки. Это очень конкурирующий рынок, где крупные компании делают большие инвестиции в разработку новых плееров и музыкальных он-лайн магазинов. Apple, Microsoft и Sony — все они конкурируют, имея свои собственные системы. Музыка, приобретенная через магазин Zune Store, принадлежащий Microsoft, будет воспроизводиться только на плеерах Zune; музыка, приобретенная через магазин Connect, принадлежащий Sony, будет воспроизводиться только на плеерах Sony; а музыка, приобретенная через Apple iTunes Store, будет воспроизводиться только на плеерах iPod. Это текущее положение дел в индустрии и покупатели получают постоянный поток различных инновационных продуктов и широкий выбор.

Некоторые приводили аргумент, что когда покупатель приобретает музыку в одном он-лайн магазине, она навсегда закреплена за соответствующим плеером этой же компании. Или, если они приобретают определенный плеер, они вынуждены приобретать музыку только в интернет-магазине соответствующей компании. Правда ли это? Давайте посмотрим на данные для iPod и iTunes Store — это самые популярные в индустрии продукты и у нас есть точные сведения о них. До конца 2006 года, покупатели приобрели в общей сложности 90 миллионов iPod-ов и 2 миллиарда композиций в iTunes Store. В среднем это 22 песни, купленные в iTunes Store для каждого когда-либо проданного iPod-а.

Сегодня самый популярный плеер iPod хранит 1000 песен, а исследования говорят нам, что в среднем каждый iPod заполнен практически полностью. Это означает, что только 22 из 1000 песен, или менее 3 процентов музыки на среднем iPod приобретается через iTunes Store и является защищенной с помощью DRM. Оставшиеся 97 процентов музыки не защищены и могут воспроизводиться на любом плеере, поддерживающим соответствующий открытый формат. Сложно представить, что только 3 процента музыки в среднем на iPod будут достаточными для того, чтобы заставить пользователей приобретать только iPod-ы в будущем. И так как в среднем 97 процентов всей музыки на iPod не были приобретены через iTunes Store, пользователи iPod совершенно не привязаны к iTunes Store в части приобретения композиций.

Вторая альтернатива для Apple заключается в лицензировании своей FairPlay DRM технологии для настоящих и будущих конкурентов с целью достижения возможности взаимодействия между различными плеерами и музыкальными магазинами. С первого взгляда это кажется хорошей идеей, поскольку она может предложить покупателям больший выбор сейчас и в будущем. Но стоит нам копнуть немного глубже, как начинают вылезать проблемы. Самая серьезная из них заключается в том, что лицензирование DRM подразумевает раскрытие некоторых секретов многим людям во многих компаниях, а история говорит нам о том, что неизбежно произойдет утечка. Интернет сделал подобные утечки гораздо более опасными, так как одна утечка может быть распространена по всему миру меньше, чем за минуту. Такие утечки быстро приведут к появлению в интернете бесплатных программ, которые отключат DRM-защиту, чтобы защищенные песни можно было бы воспроизводить на неавторизованных плеерах.

Равнозначно серьезная проблема заключается в том, каким образом можно будет быстро устранить ущерб, созданный такой утечкой. Успешное устранение бреши будет заключаться в обновлении программного обеспечения увеличивающегося количества музыкальных магазинов, программных плееров и прошивок в самих плеерах с внедрением новых секретов, а затем передача этого обновленного программного обеспечения на десятки или сотни миллионов Mac-ов, компьютеров под управлением Windows и уже используемых плееров. Это должно быть сделано быстро и очень скоординировано. Такая задача является очень сложной, когда только одна компания контролирует все части. И она практически невозможна, если много компаний контролирует различные части паззла, а ведь все они должны быстро и сообща действовать для устранения ущерба от утечки.

Apple сделала вывод, что если она лицензирует FairPlay для других, то больше не сможет гарантировать защиту музыки, которую она лицензирует у "большой четверки" музыкальных компаний. Возможно, к этому же выводу пришли недавно в Microsoft, приняв решение о смене своих акцентов с открытой модели лицензирования их DRM-системы для других к закрытой, предлагающей соответствующий музыкальный он-лайн магазин, программное обеспечение и плееры.

Третья альтернатива заключается в полной отмене DRM. Представьте мир, в котором каждый он-лайн магазин продает свободную от DRM музыку, закодированную в открытых лицензируемых форматах. В таком мире каждый плеер может воспроизводить музыку, приобретенную в любом магазине и любой магазин может продавать музыку, которая будет воспроизводиться на любом плеере. Безусловно, это самая лучшая альтернатива для покупателей и Apple бы приняла ее мгновенно. Если "большая четверка" музыкальных компаний лицензирует Apple свою музыку без требований ее DRM-защиты, мы бы переключились на продажу исключительно свободной от DRM музыки. Каждый iPod, когда либо созданный, будет воспроизводить эту музыку.

Почему "большая четверка" музыкальных компаний согласится на распространение Apple и другими дистрибьюторами их музыки без использования DRM-системы для ее защиты? Самый простой ответ заключается в том, что DRM не работал и, возможно, никогда не будет работать, для остановки пиратства. Несмотря на то, что "большая четверка" требует, чтобы вся музыка, продаваемая в сети, была защищена с помощью DRM, эти же самые музыкальные компании продолжают продавать миллиарды CD в год, содержащие совершенно незащищенную музыку. Это правильно! Никогда не было разработано DRM-системы для CD, так что вся музыка, распространяемая на компакт-дисках, может быть легко размещена в интернете, а затем нелегально скачана и воспроизведена на любом компьютере или плеере.

В 2006 году было продано чуть меньше 2 миллионов DRM-защищенных композиций по всему миру через он-лайн магазины, в то время как более 20 миллионов композиций были проданы совершенно свободными ото всякого DRM на незащищенных дисках самими музыкальными компаниями. Они продают гораздо больше свободных от DRM-песен и не показывают признаков изменения такой политики, а их огромный доход зависит от продажи CD-дисков, которые должны воспроизводиться на CD-плеерах, не имеющих поддержки DRM-системы.

Так если музыкальные компании продают более 90 процентов своей музыки незащищенной DRM, какую же выгоду они получают от продажи остающегося маленького процента, загроможденного DRM-системой? Видимо никакую. Скорее наоборот, технические эксперты и управляющие необходимы для создания, оперирования и обновления DRM-системы, которая имеет ограниченное количество получателей, продавая DRM-защищенную музыку. Если бы такие ограничения были сняты, то музыкальная индустрия могла бы ощутить приток новых компаний, желающих инвестировать в новые инновационные магазины и плееры. Это может рассматриваться музыкальными компаниями только позитивно.

Много беспокойства о DRM-системах появилось в Европе. Возможно недовольным нынешней ситуацией следовало бы перенаправить свою энергию в сторону убеждения музыкальных компаний продавать музыку, свободную от DRM. У европейцев две с половиной большие компании из четырех расположены во дворе. Самая большая, Universal, принадлежит на 100% Vivendi, французской компании. EMI — британская компания, а Sony BMG на 50% является собственностью Bertelsmann, немецкой компании. Убеждение их в лицензировании своей музыки без защиты DRM создаст взаимодействующий между собой рынок. Apple примет это безоговорочно."

Раз уж глава очень закрытой для общественности компании, редко являющийся прессе и уж тем более делающий заявления, изложил свои "Мысли о музыке" в письменном виде, а сайт Apple.com, имеющий огромную популярность, на главной странице уже вторую неделю прокручивает баннер со ссылкой на это заявление, стало быть, проблема не из простых. Конечно, и раньше многие возражали против связки iPod+iTunes, ругали Apple, грозили исками… Но так высоко поднята эта проблема оказалась впервые.

Достаточно проанализировать недавние события, чтобы понять, что основной причиной данного послания стали угрозы от некоторых европейских стран, суть которых сводится к требованию открыть свою DRM-систему FairPlay для других компаний. В противном случае компания может законодательно получить запрет на использование iTunes Store в этих странах. В Apple, видимо, не считают эти угрозы пустыми, а оценивают их как возможность ощутимого удара по бизнесу компании.
Последствия заявления

Так что же с этой "большой четверкой" музыкальных компаний, на которые Apple, так сказать, перевела все стрелки? Конечно, такая атака на DRM и сами компании не могла остаться без внимания. Пока на это открытое письмо главы Apple отреагировал только один человек из музыкальных компаний.

CEO Warner Music Эдгар Бронфмэн (Edgar Bronfman) через три дня после заявления Стива Джобса ответил: "Мы будем отстаивать дальнейшее использование DRM. Идея, что музыка не нуждается в такой же защите, как программное обеспечение, фильмы, видеоигры и другая интеллектуальная собственность просто потому, что она не защищена в физическом мире, совершенно не имеет никакой логики и достоинств".

Еще через пять дней на конференции 3GSM Эдгар Бронфмэн добавил: "DRM и возможность взаимодействия (имеется ввиду свободное воспроизведение защищенных композиций на различных устройствах — прим. авт.) — это не одно и то же. Мы верим во взаимодействие. Потребители хотят и должны получить это. Мы в Warner, я надеюсь также поступят и другие компании, сделаем этот переход настолько простым, насколько это возможно". Правда, Бронфмэн не рассказал, как он видит решение проблем неразглашения важных секретов работы DRM-системы и скоординированное устранение возникающих угроз.

От остальных компаний пока тишина. Быть может, они действительно рассматривают возможность отказа от DRM? Если это действительно так, во что, правда, верится с трудом, то конечные потребители от этого однозначно выиграют. Остается надеяться, что критика из европейских стран уменьшится — ведь в случае закрытия там iTunes Store вряд ли это пойдет на пользу только формирующейся индустрии цифровых он-лайн продаж.
Добавил sasha.daje sasha.daje 20 Февраля 2007
проблема (1)
Комментарии участников:
bishop
0
bishop, 20 Февраля 2007 , url
изверг. зачем же весь текст перепечатывать?
sasha.daje
0
sasha.daje, 20 Февраля 2007 , url
Просто там начало не очень интересное. И этого неинтересного уж очень много. А тут по сути.
sasha.daje
0
sasha.daje, 20 Февраля 2007 , url
К тому же я все же считаю удобнее отсюда читать, чем переходить по ссылке, потом возвращаться и голосовать.
.Fedor.
0
.Fedor., 20 Февраля 2007 , url
Пардон, асилить не смог :(
sasha.daje
0
sasha.daje, 20 Февраля 2007 , url
Просто, видимо, не интересно :-)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать