Эксперты-религиоведы не нашли оскорбления христианских символов в постановке «Тангейзера». Образ Христа в опере представлен в художественном контексте, поэтому не может считаться евангельским

отметили
18
человек
в архиве
Эксперты-религиоведы не нашли оскорбления христианских символов в постановке «Тангейзера». Образ Христа в опере представлен в художественном контексте, поэтому не может считаться евангельским
«Опера не содержит предмета религиозного почитания, а лишь аллегорическое его отображение. Евангельский образ Иисуса Христа истинный, а образ в постановке — выдуманный», — сказано в заключении религиоведа Владимира Винокурова (МГУ), оглашенном в новосибирском суде во вторник, 10 марта.

Второй эксперт, Борис Фаликов из Центра изучения религий РГГУ, отметил, что нельзя отождествлять автора с персонажем, при этом «религиозные символы, которые используются в светском искусстве вне религиозного контекста, теряют свой сакральный смысл». «Тем более, что речь идет о вымысле внутри вымысла», — сказал Фаликов.

«Кулябин не хочет никого обидеть, он протягивает руку для диалога православной церкви… Как это может оскорбить верующих — убей Бог, не понимаю», — говорит Фаликов.

Как отмечает Sibnet.ru, выводы экспертов приобщил к делу суд, хотя прокурор выступал против этого. Также в суде выступил свидетель со стороны обвинения, богослов Борис Пивоваров.
В начале года православные активисты выступили против спектакля «Тангейзер» в Оперном театре: их возмутила афиша с изображением Иисуса между ног женщины. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру.

Прокуратура согласилась, что «Тангейзер» в данной трактовке оскверняет образ Христа, и режиссер постановки Тимофей Кулябин и руководитель театра Борис Мездрич стали ответчиками по административным делам.

В суде выступили свидетели со стороны обвинения отец Борис Пивоваров, делавший свою экспертизу по опере. Как он сам подтвердил в суде, формального разрешения на проведение экспертиз у него нет. Также выступила зрительница, которая считает, что Кулябин нарушил права Вагнера своей постановкой.

В защиту авторов спектакля вступились председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков, худрук РАМТа Алексей Бородин, певец Борис Гребенщиков, Новосибирский Союз театральных деятелей и другие. В интернете начался сбор подписей в защиту Кулябина и Мездрича.
Добавил suare suare 10 Марта 2015
Комментарии участников:
nikorn
+2
nikorn, 10 Марта 2015 , url
Удивительна степень непонимания деятелями культуры этой простой ситуации. Ведь кроме закона существует еще и этика. Многие вещи не запрещены законом, но никому не приходит в голову это делать, потому что это не принято в обществе, считается неэтичным.

Люди, несущие в народ «разумное, доброе, вечное» должны лучше других это понимать!
suare
0
suare, 10 Марта 2015 , url
Вы о какой этике пишете: светской или религиозной, театральной или церковной? И почему одни могут навязывать другим свою этику, а другие — нет?

Может быть Вы о толерантности и мультикультурализме, так на сегодняшний день и эти категории переживают не лучшие времена и стали весьма неоднозначными даже в той цитадели, над которой поднялось знамя с этими вышитыми на ней именами — Европе.

Толерантность и мультикультурализм терпят крах и во всем мире.

Если же говорить о вещах куда более земных, например о Крыме и Новороссии, то тут простор для усмотрения куда более как широк: вплоть до гражданской войны за свои убеждения. А оно нам надо?

bee_e
0
bee_e, 10 Марта 2015 , url
Люди, несущие в народ «разумное, доброе, вечное»

Это театральные деятели что ли несут доброе-вечное??? ))
suare
0
suare, 10 Марта 2015 , url
источник: s4.stc.all.kpcdn.net
Марк Захаров и Олег Меньшиков выступили в поддержку «Тангейзера» (вчера, 23:05)

Вокруг спектакля «Тангейзер» Тимофея Кулябина, поставленном в Новосибирском театре оперы и балета последнее время происходит неладное. По заявлению митрополита Тихона на режиссера и директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича подали в суд по статье «осквернение предметов религиозного почитания» (за то, что он в своей постановке использовал образ Христа, предающегося любви с Венерой). Штраф — 200 000 рублей — с Кулябина и 100 000 — с Мездрича.

За коллег по цеху вступаются наши театральные деятели. Худрук «Ленкома», Марк Захаров, написал обращение в прокуратуру Новосибирской области, а также областному управлению Следственного комитета РФ.

«Не будем забывать, что церковь — это все-таки земное учреждение и священнослужителям свойственны некоторые заблуждения и комплексы, которые время от времени испытываем все мы, грешные люди. Сегодня, наблюдая особое рвение духовенства в отношении контроля над произведениями искусства, я иногда думаю о том, что и мне хочется поучаствовать в строительстве храмов, вмешаться в процесс и даже помолами некоторые нынешние проекты — сделать другой формы маковки или переделать алтарь так, как нравится мне. Но я молчу, понимая, что это недостойно нормального развитого человека — у меня нет права вмешиваться в церковные дела. Почему же некоторые представители церкви считают, что им позволено все? В них есть сильный азарт переустройства, цензурирования — тот самый азарт, что был у советских деятелей пятидесятых — шестидесятых годов прошлого века. Это очень озадачивает и огорчает», — считает Захаров.

Так же Марк Анатольевич подчеркнул, что вся история с обвинениями, выдвинутыми против оперы «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина, кажется ему не только абсурдной, но и вопиюще опасной.

источник: s5.stc.all.kpcdn.net

Худрук театра имени Ермоловой, Олег Меньшиков, также написал письмо в прокуратуру Новосибирска. «Если предмет искусства становится поводом для судебного разбирательства — значит, в государстве возрождается цензура.

Совершенно диким выглядит то, что обвинения в адрес спектакля выдвигают люди, может быть и уважаемые, но спектакля не видевшие (фраза, сказанная на съезде Союза писателей СССР по вопросу исключения из его рядов Б.Пастернака «сам я Пастернака не читал, но всем сердцем за исключение..» сегодня звучит, увы, не как анекдот», — отметил Меньшиков. Народный артист так же призвал научиться договариваться и слушать друг друга «без репрессивных рычагов».

источник: s1.stc.all.kpcdn.net

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Тангейзера» может спасти документ Архиерейского собора о богохульстве

Второй акт суда над директором Новосибирского оперного Борисом Мездричем собрал еще больше зрителей: из-за чего в зале то и дело открывают форточки, иначе можно задохнуться. Обвиняемый в «умышленном осквернении предметов религиозного почитания» не смотря на все — спокоен. На суд Мездрич пришел с двумя адвокатам и группой поддержки в виде коллег и части журналистов.

По другую сторону баррикад тоже народа хватает — прокуратура, священнослужитель, культуролог, она же оскорбленный зритель «Тангейзера», православные активисты.

Суд начал с опроса доктора Богословия Бориса Пивоварова, который запомнился своей речью во время слушаний по режиссеру постановки Тимофею Кулябину, так, например, он отвечал на вопрос, как образ актера — оперного певца, играющего Иисуса, мог оскорбить верующих (подробности)
КСТАТИ

Культовый музыкант Борис Гребенщиков встал на защиту театралов наряду с Табаковым и Калягиным

БГ в последние годы публично высказывается очень редко. Исключительно по весомому поводу. На этот раз обратиться к своей аудитории и всем, кому он известен его вынудил беспрецедентный судебный процесс над авторами и постановщиками оперы «Тангейзер» в Новосибирске. То, что театралы, интерпретировавшие произведение Вагнера, могут понести за производство спектакля уголовную ответственность, побудило Бориса Гребенщикова написать в Фейсбуке следующие строки, вслед за Александром Калягиным и Олегом Табаковым:

— Если наша страна допустит вынесение обвинительного приговора режиссеру Тимофею Кулябину и Новосибирской Опере, это будет торжеством средневекового мракобесия и началом эпохи Новой Инквизиции, — считает музыкант. — — Применение религиозных запретов к светскому искусству логически приведет к сожжению книг на площадях и уничтожению картин и статуй Эрмитажа и Третьяковской Галереи.
источник: s4.stc.all.kpcdn.net
nikorn
+1
nikorn, 10 Марта 2015 , url
Этика — это правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество для преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
Поэтому не существует никаких «театральной», «церковной», «литературной», «автомобильной» и т. д. этик.

А уж про толерантность и мультикультурализм — это Вы написали, я об этом ничего не знаю.
suare
0
suare, 10 Марта 2015 , url
Поэтому не существует никаких «театральной», «церковной», «литературной», «автомобильной» и т. д. этик.
Прочитайте чуть ниже: Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. И поверьте, что в современном мире все значительно сложнее, чем сказано в «Википедии», даже если дочитать статью в ней до конца.
Существует большое число разнообразных этических систем, различающихся по их содержанию и обоснованию.

Концепции гетерономной этики считают что, мораль имеет внешний по отношению к человеку закон, даваемый извне, например Богом.

Религиозная этика, в том числе христианская этика, обосновывает мораль авторитарно, при этом Бог олицетворяет Добро, нормы нравственности выступают в качестве божественных заповедей и поэтому являются безусловно обязательными. Поскольку Бог нередко контролирует выполнение своих законов, воздавая каждому по заслугам, самоценность Добра и других моральных ценностей теряется, её заменяют угроза наказания или обещание награды.

Автономная этика предполагает, что человек сам создаёт свою нравственность, формальной этикой или материальной этикой ценностей.

Абсолютная этика (моральный абсолютизм) считает моральные ценности существующими независимо от их признания, относительная этика (моральный релятивизм) рассматривает моральные ценности зависящими от деятельности человека.

В зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской.

Социальная этика — учение о нравственных отношениях и обязанностях, связанных с жизнью в обществе.

Контекстуальная этика считает, что принятие морального решения в данной конкретной ситуации зависит не от общих принципов и норм нравственности, от условий данной ситуации, то есть от контекста.
nikorn
0
nikorn, 10 Марта 2015 , url
Не усложняйте. Совесть — она и в Африке совесть.
suare
0
suare, 10 Марта 2015 , url
И у каннибалов? ;)

У них ведь тоже своя, правда, очень своеобразная на наш непросвещённый взгляд, этика.

Что касается совести, то вот уж точно: это понятие не общечеловеческое и каждый понимает его по своему. Вот торговцы, например, или покупатели, избиратели и депутаты, парламентские и непарламентские партии, правящие и оппозиция, рабочие и буржуа, женщины и мужчины, деки и их родители.
nikorn
0
nikorn, 10 Марта 2015 , url
Выдавать отсутствие совести за некую «особую» совесть, прикрывать аморальность некой особой (высшей) «моралью» — это сильно смахивает на взгляды, господствовавшие в Германии середины прошлого века, а сейчас плавно перекочевавшие за Атлантический океан.
Max Folder
+1
Max Folder, 10 Марта 2015 , url
православные активисты выступили против спектакля «Тангейзер» в Оперном театре: их возмутила афиша с изображением Иисуса между ног женщины
Ну, хотя бы объяснили, в чем проблема.
suare
0
suare, 10 Марта 2015 , url
Он не мог, как все, появиться из этого мохнатого отверстия между ног и уж теи более не мог в него быть зачат. Он другой.

Вот у греков… Zeus gives birth to Athena (Афина рождается из головы Зевса).

Или ещё Даная, зачавшая непорочно от солнечного луча…
источник: abdulalhazred.narod.ru
А тут шансон какой-то…
А Мадонна шла по Иудее.
В платьице, застиранном до сини,
Шла Она с котомкой за плечами,
С каждым шагом становясь красивей,
С каждым вздохом делаясь печальней.
Шла, платок на голову набросив, —
Всех земных страданий средоточьем,
И уныло брел за ней Иосиф,
Убежавший славы Божий отчим…
Ave Maria…

А Мадонна шла по Иудее,
Оскользаясь на размокшей глине,
Обдирая платье о терновник,
Шла она и думала о Сыне
И о смертных горестях сыновних.
Ах, как ныли ноги у Мадонны,
Как хотелось всхлипнуть по-ребячьи,
А в ответ Ей ражие долдоны
Отпускали шутки жеребячьи…
Ave Maria…

А Мадонна шла по Иудее…
И все легче, тоньше, все худее
С каждым шагом становилось тело…
А вокруг шумела Иудея
И о мертвых помнить не хотела.
Но ложились тени на суглинок,
И роились тени в каждой пяди,
Тени всех бутырок и треблинок,
Всех измен, предательств и распятий…
Ave Maria...
Max Folder
+1
Max Folder, 10 Марта 2015 , url
Поправка — Даная зачала от золотого дождя, в который превратился Зевс.
suare
0
suare, 10 Марта 2015 , url
По одной из версий мифа о Персее его деду, отцу его матери, оракул предрек, что внук свергнет его.

По этой причине он заточил свою дочь в подземной темнице с медными стенами, дабы уберечь ее от мужчин. Но Зевс пришел в ее камеру в форме золотого дождя и Даная зачала Персея.

Согласно другой версии Даная соблазнила своего дядю, враждебно настроенного по отношению к ее отцу, и за это противозаконное зачатие она и была заточенная в подземелье.

Это двусмысленность, неясность, часто имеющая место в мифах; как и в теме двойственного происхождения, возникает вопрос о происхождении героя: это было божественное или противозаконное зачатие?

Символически эти варианты эквивалентны, так как если зачатие не происходит согласно человеческим законам, если оно не легитимизовано человеческой моралью, тогда зачатие выходит за рамки ограничений и обретает трансперсональный смысл, качество божественности.

Здесь мы находим много общего с историей рождения Христа. Канонические источники гласят, что он был зачат от Святого Духа, подобного золотому дождю, явившемуся Данае. Однако, существуют также легенды, гласящие что Мария незаконно зачала от римского легионера.

Появление этого образа в снах очень значимо. Очень часто первые сны, связанные с проявлением Самости, изображают рождение внебрачного ребенка, или, возможно, ребенка, объединяющего в себе несколько рас – наполовину европиоида, наполовину негроида. Только выход за границы, за приемлемые для Эго стандарты может сопровождать это рождение, так как Самость по своей природе выходит за пределы правил Эго.

Стоит обратить внимание на то, как древние писатели использовали образ Данаи. Софокл сравнивал ее с Антигоной, осмелившейся бросить вызов титану Креону, запретившему погребать ее брата, восставшего против него.

Погребение обладало глубокой значимостью для древнегреческого ума и Антигона приступила к похоронам своего брата, несмотря на запрет. В наказание она была замурована в пещере и обречена на смерть в ней. Софокл так говорит о ней:

«Так пострадала Даная прекрасная,
Та, что на доски, обитые бронзою,
Переменила сияние дня.
Спальней могила ей стала, дитя моё, —
А родовита была и хранил ее Зевс,
К ней сошедший дождем золотым»


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать